На обломках былой славы

Корреспонденты «Труда» выяснили, чего боятся и ждут тольяттинцы и почему не верят в успех антикризисных мер по спасению «АвтоВАЗа» и города

Крупнейшего автопроизводителя страны кризис швыряет в разные стороны: то массовые сокращения пенсионеров, то создание новых заводов на базе старого. Мы отправились в Тольятти, чтобы разобраться, чем сейчас живут в городе и как готовятся к грядущим переменам.

Одна из мер по борьбе с безработицей на заводе — создание двух новых предприятий, куда будут переводить потенциальных уволенных: сотрудников пенсионного и предпенсионного возраста. Таких на «АвтоВАЗе» почти 12 тысяч человек.

Еще в октябре на заводе и в городе ходили слухи: в отделе кадров составляют списки работников, которых будут переводить на новые предприятия. Тех, кто попал в эти списки, спрашивать о желаниях никто не собирается. Они либо переводятся, либо увольняются. Так как выгнать 12 тысяч сотрудников во время кризиса невозможно — Москва не велит, — пожилых сотрудников переводят добровольно-принудительно.

Первые переводы начались в начале декабря. Людей просят подписать бумаги о «добровольном» переходе, при этом не оставляя выбора. Хотя в отделе кадров никто не возмущается. Куда переходят, не понимают, зато точно остаются с работой, пусть и непонятно, в чем она будет заключаться.

«У нас в отделе у одной сотрудницы дочь переводят куда-то. Куда — не говорят. Кем работать будет, сколько получать — тоже неизвестно», — сокрушается Анастасия Бортнова, которая работает на «АвтоВАЗе» с 1990 года. Сама женщина рада, что ее эти изменения не касаются: слишком уж все непонятно и сомнительно в этих переводах.

Есть люди, которых формально уже перевели в одну из «дочек» «АвтоВАЗа». «У меня невестка в заводском общепите работает поваром. Совсем недавно подписала все бумажки, документов куча, и теперь она числится уже не на «АвтоВАЗе», а на каком-то другом предприятии, мы название не запомнили даже. Но работает так же: и график, и даже помещение то же самое, и обязанности», — говорит нам седой мужчина, представившийся Сергеем Анатольевичем. Рассказывая, мужчина недоумевает: ничего же не изменилось, зачем нужно эту волокиту бумажную устраивать?

«Мне, знаете, что не нравится? Нас заставляют сначала увольняться, а уже только потом как бы берут на работу на новое предприятие», — подключается к нашему разговору работник завода Владимир Михайлов, который оказался в списках на перевод. «Мне 58 лет скоро стукнет. Где гарантия, что на этом новом заводе меня с распростертыми объятьями встретят? Тут-то хотя бы, если что, можно оформить досрочный выход на пенсию. А там что будет? Ничего не понятно», — продолжает Владимир.

Новые начальники, непривычные обязанности и условия труда, возможное понижение зарплаты или должности, а то и вообще отказ брать на работу — этими страхами живут сейчас 12 тысяч сотрудников «АвтоВАЗа».

Недовольны, но молчат

Примерно то же самое говорят еще десятки других автовазовцев, которые оказались в списках на перевод в дочерние предприятия.

«Мы слышали, что один из новых заводов будет делать игрушки. Ну это же звучит как издевательство! Мол, вы тут такие бестолковые сидите, автомобили нормальные выпускать не можете, вот и делайте тогда игрушечные!» — в голосе инженера Стаса слышатся досада и горечь.

Молодой мужчина работает на заводе лет пять, устроился после армии. Фамилию называть не хочет: «У нас теперь слова лишнего не скажи, быстро найдут и выгонят».

Из-за предстоящих резких изменений и неопределенности автозаводцы растеряны и озлоблены. «Люди мне звонят каждый день, — говорит глава неофициального заводского профсоюза «Единство» Петр Золотарев. — Все хотят знать, что их ждет после перевода. Многие жалуются, говорят, что не хотят никуда переводиться и заявление об увольнении писать не хотят». Оно и понятно: из 12 тысяч переводимых работников прежнюю зарплату и квалификацию сохранят только 7 тысяч. Остальные пять сначала будут переобучать. А что ждет их потом — никто не говорит.

«Журналисты тоже часто звонят, — продолжает Золотарев. — Нашим работникам я говорю: «Интересуются вами центральные газеты, телевидение. Давайте дам им ваш номер — поговорите, расскажете все. Нет, не хотят. В трубку мне завод ругают, на бардак жалуются, а про журналистов заговоришь — все, пыл пропадает. Так же нельзя! О проблемах нужно говорить, ставить вопросы на высоком уровне, а иначе и не решится ничего. Но нет, боятся люди», — жалуется профсоюзный босс.

Ищут свои пути

Уходить с завода в дочерние предприятия люди категорически не хотят. Сотрудники «АвтоВАЗа» предпочитают искать собственные способы спасения.

Немногие, особенно те, кто помоложе, увольняются и пробуют «крутиться» в городе: частный извоз, маленькие магазинчики, ремонт авто. В семьях, где раньше откладывали рождение ребенка, женщины беременеют. В декретном отпуске их по крайней мере сократить не смогут. А там видно будет.

«Несмотря на сложное экономическое время, мы наблюдаем положительную динамику роста рождаемости», — рассказала «Труду» главный акушер-гинеколог департамента здравоохранения Тольятти Ирина Шаховская. Врач поделилась цифрами: в этом году среди сотрудниц «АвтоВАЗа» количество родов на 4% выше, чем в прошлом. В целом по городу этот рост составил меньше одного процента — 0,7. «Вторых, третьих и даже четвертых родов стало больше, чем раньше. Может, материнский капитал мотивирует, а может, и от увольнений спастись хотят», — говорит врач.

Пути спасения

Чтобы вывести город из кризиса, правительство РФ предлагает проект, по которому в Тольятти будет создано несколько предприятий, в том числе завод по производству детских игрушек, а также современный технопарк, где будут размещены крупнейшие дата-центры.

Создавать технопарк именно в Тольятти, по мнению чиновников, выгодно, потому что здесь не возникнет проблем с человеческими ресурсами. Огромное количество инженеров и программистов работают сейчас на «АвтоВАЗе».

В планах властей создание дочерних предприятий — «Реформинг-центра» и «АвтоВАЗ-перспективы». Первое займется переобучением персонала — будет готовить людей для работы на новых предприятиях. Задача «АвтоВАЗ-перспективы» — модернизация самого «АвтоВАЗа». Предприятие займется разбором старой нитки конвейера.

В мэрии Тольятти «Труду» рассказали, где рассчитывают разместить новые заводы. Для этого задействуют свободные площадки внутри «АвтоВАЗа». За территорией города находится особая экономическая зона площадью 660 гектаров земли, пока она свободна от зданий и людей. Власти рассматривают возможность использовать территорию бывшего завода «Фосфор», но ее необходимо очистить от вредных выбросов — фосфоштаммов. Плюсы площадки — уже готовые подъездные пути и инженерные коммуникации.