В воде не тонет, но в огне горит

Почему Севастопольская бухта подернулась вдруг радужной пленкой?

Экологическая катастрофа в городе русских моряков: в море вылился мазут из распиленных на металлолом судов. Впервые после нашумевшей гибели флагманского линкора «Новороссийск» речь идет о мегаразливе нефтепродуктов.

По уточненным данным Росприроднадзора, только у причалов, где утилизирует корабельные корпуса ООО «Авиавторресурс», густой нефтяной пленкой покрыты 200 тысяч квадратных метров бухты. Сначала открыли дело об административном правонарушении в отношении фирмы, зарегистрированной в Московской области. Следом материалы о масштабном загрязнении отправлены в Южную транспортную прокуратуру и линейный отдел полиции для возбуждения уголовного дела по ст. 252 УК РФ. Для ликвидации последствий разлива пришлось привлекать Черноморский флот.

За последние дни это уже второй «мазутный» удар по Севастополю. Накануне инспекторы Росприроднадзора зафиксировали катастрофическое загрязнение морской воды у причалов Инкермана, где нефтяное пятно заняло площадь более 85 тысяч «квадратов».

Впрочем, масштабы беды видны без всяких инспекций. Морская гладь бухты в районе севастопольского пригорода Инкермана покрыта радужными пятнами и жирной пленкой буквально от берега до берега. Даже на суше отчетливо ощущается специфический запах. Нефтяное поле тянется от причала, где режут «на иголки» большой противолодочный корабль «Керчь». Разделкой занимается компания ООО «Металл Экспорт». Начальник участка проведения работ уже дал признательные показания, что остатки топлива могли попасть из корабельного корпуса в бухту. Сейчас рассчитывают ущерб, причиненный акватории Черного моря.

Построенный на верфях Николаева, БПК «Керчь» был включен в состав Черноморского флота зимой 1974-го. Один из двух кораблей 1 ранга, оставшихся в составе ЧФ, он считался гордостью черноморцев. Экипаж — 430 человек, дальность плавания до 15 тысяч километров, водоизмещение — 8,5 тысячи тонн, скорость — 33 узла. На борту — крылатые ракеты и вертолеты. Летом 2011 года «Керчь» две недели блокировала черноморский поход ракетного крейсера ВМС США «Монтеррей».

40 лет в строю не шутка, однако командование надеялось, что корабль еще послужит России. Многие годы на нем базировался штаб флотских сбор-походов. Сразу после Крымской весны БПК поставили на плановый ремонт. В ноябре 2015-го «Керчь» готовилась сменить ракетный крейсер «Москва» на посту флагмана ЧФ, но...

5 часов утра 4 ноября 2014 года, в кормовых отсеках вспыхивает пожар. Корабль стоял на швартовке у 12-го причала Севастопольской бухты, где четвертый месяц шли ремонтные работы. Экипаж экстренно эвакуировали, жертв не было, но пламя успело перекинуться на машинное отделение...

Те события до сих пор не имеют однозначной оценки. Ясно одно: по боевым возможностям Черноморского флота был нанесен очень серьезный удар. После пожара начальник информационной службы ЧФ капитан 1 ранга Вячеслав Трухачев заявлял, мол, необходимость утилизации БПК лишь мнение «отдельных людей». Разбор происшествия проводили с полсотни высокопоставленных офицеров ВМФ РФ под руководством заместителя главкома вице-адмирала Александра Федотенкова. И что? Причиной фактической гибели одной из лучших боевых единиц флота названо возгорание электрокамина в пустом матросском кубрике. Тему о возможной диверсии приказали не поднимать.

Несколько лет командование не принимало окончательного решения о судьбе «Керчи». Сама конструкция могучего корабля отличалась особой красотой и инженерным изяществом, потому планировалось создать на его базе музей, как стал популярным музейным объектом бухты Новороссийска артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов». Увы, в Севастополе для подобных целей решено использовать небольшой сторожевик «Сметливый».

Только в начале нынешнего года БПК «Керчь» был выведен из состава ЧФ и 24 апреля отправлен на распил к причалу Инкермана. Черноморская эскадра провожала ветерана длинными гудками, а корабельные оркестры играли марш «Прощание славянки».

А две недели назад на списанном корабле вновь вспыхнул пожар. По данным МЧС, загорелся мазут, по неизвестным причинам не выкачанный с нижнего яруса палуб. Несколько часов возгорание тушили из водяных стволов портовых пожарных катеров и воздушно-механической пеной из ствола повышенной дальности «Пурга-5». Огонь сбили, но серьезный объем нефтепродуктов действительно вылился в Севастопольскую бухту. Спецы говорят, что в междонном пространстве БПК мертвым запасом находилось не менее 20 тонн топлива. Их попросту не смогли откачать, а потому решили «не заморачиваться». Когда срезали корабельные надстройки, проблем не было. Но стоило раскрыть корпус, и все топливо тут же стекло в море...