Истребители летят в никуда

Эксперты считают, что у самолетов 5-го поколения нет будущего

КНР стала третьей страной после США и России, создавшей военный самолет 5-го поколения. По мнению экспертов, эти истребители мало подходят для современных войн, а конструи-руются исключительно для удовлетворения политических амбиций.

Вчера китайский истребитель 5-го поколения J-20 совершил свой первый тестовый полет. До этого власти КНР никогда официально не подтверждали, что в стране ведется работа над его созданием.

Специалисты считают, что на самом деле в воздух поднялся не полноценный истребитель, а всего лишь его весьма «сырой» прототип. «По своим технологическим возможностям Китай пока не готов изготовить самолеты нового поколения, так как даже обычные китайские истребители являются копиями иностранных, главным образом российских самолетов, — рассказал „Труду“ директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. — Реально китайцам понадобится еще не менее десяти лет, чтобы довести J-20 до параметров истребителя 5-го поколения».

Впервые, еще в 1997 году, такой самолет был создан в США. Это F-22 Raptor. В России работы по проектированию истребителя 5-го поколения велись с 2002 года, причем сначала были созданы две переходные модели — так называемый проект 1.44 и Су-47 «Беркут». В законченном же виде самолет стал называться Т-50, его первый полет состоялся в январе 2010 года, а в серию он пойдет только в 2015 году.

От самолетов 4-го поколения (Су-27, МиГ-29) Т-50 отличается тремя главными признаками.

«Американский F-22 и наш Т-50 могут проявить себя во всем блеске, только если сойдутся в одном бою между собой, но такая ситуация возможна сейчас только теоретически. В локальных же боевых действиях типа российско-грузинской войны 2008 года суперистребители применять бессмысленно — там прекрасно справятся и самолеты попроще», — заявил «Труду» бывший начальник одного из управлений ГРУ Генштаба ВС РФ Виталий Шлыков.

По его словам, истребители 5-го поколения — детище гонки вооружений, созданное в расчете на глобальную войну между сверхдержавами.

Истребители 5-го поколения — самые дорогие самолеты в мире. Например, стоимость F-22 — 390 миллионов долларов, Т-50 — 80–100. Кстати, Пентагон сначала планировал закупить для себя 800 «рапторов», но довел программу только до 127 единиц и на этом остановился: даже для богатой Америки удовольствие оказалось не по карману.

«Для Китая и России истребители 5-го поколения являются прежде всего политическими проектами, необходимыми для самоутверждения в качестве ведущих мировых экономик», — уверен Руслан Пухов. Он считает, что большая часть российских Т-50 будет экспортироваться в другие страны.