Арфистка Софья Кипрская – о музыке, способной связать людей, города и страны
Тысячи меломанов, посещающих спектакли и концерты Мариинского театра, знают Софью А. Да и как не обратить внимание на золотистый звук ее арфы и на саму красавицу, виртуозно владеющую этим инструментом? Но все ли области искусства Софьи нам хорошо известны? Недавно я набрел в интернете на ее сольное выступление — и был потрясен. Оказывается, на арфе можно сыграть и грандиозную органную токкату, и даже целую симфоническую поэму, да так, что ты реально услышишь весь этот многокрасочный звуковой массив в сотнях оттенков тембра одного-единственного инструмента. Чудом Софья нашла время в невероятно плотном расписании спектаклей и гастролей Мариинки, ее собственных перелетов по стране и планете, чтобы рассказать «Труду» о своем восхождении на высоты прекрасного мира арфовой музыки.
— Софья, почему арфа? Понимаю, красиво, но в футляр, как скрипку, не положишь, с собой не возьмешь...
— Со скрипки и началось — семья у нас музыкальная, меня в пять лет отдали учиться на этом инструменте. Но не скажу, чтобы меня это сильно радовало. То и дело просила бабушку: можно я лучше сериал по телевизору посмотрю?.. Однажды мама взяла меня на концерт в Малый зал филармонии. Дала цветочек, сказала: подаришь тому музыканту, который тебе больше понравится. И как только я увидела арфистку с арфой — судьба цветка, а заодно и моя собственная была решена... Меня отдали в школу-десятилетку при консерватории. Мама говорит — всякий раз, когда она забирала меня с занятий домой, я целовала арфу на прощание. А в третьем классе папа продал свою «Волгу», и мне купили мой первый собственный инструмент. Соседи по дому (ангелы!) привычно засыпали под мои пассажи и фортепианные штудии брата, доносившиеся из наших комнат до двух ночи часов. Только спрашивали: что у нас сегодня в репертуаре?
— По своему студенчеству в консерватории хорошо помню: самые красивые девушки вуза были в арфовом классе. Как это сложилось, что арфа почти исключительно женский инструмент?
— Так было не всегда. В Африке, случалось, женщинам и руки отрубали, если они прикасались к местному подобию арфы... Но в России действительно одно из первых свидетельств арфового музицирования — известное полотно Левицкого, изображающее придворную даму Екатерины II Глафиру Алымову. В XIX веке ученицам Смольного института арфу преподавали наравне с фортепиано и скрипкой. Отличной арфисткой была императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I. Специально званные из Европы композиторы писали для нее и ее фрейлин пьесы, которые затем на двести лет канули в архивы. Недавно мы с музыковедом Георгием Ковалевским отыскали эти ноты, и я записала два диска очаровательнейшей музыки.
Но основателем петербургской арфовой школы все же считается мужчина — Альберт Цабель, музыкант Мариинского театра, профессор консерватории. Он и смолянку Екатерину Вальтер-Кюне выучил, она — Ксению Эрдели, та воспитала целую плеяду советских исполнителей... Так линия дошла до Энны Львовны Барвенко и ее воспитанницы в Петербургской консерватории, с которой вы сейчас разговариваете.
Однако вы правы, в ХХ и XXI веках арфистов-мужчин в самом деле немного. Один из них, он же композитор — Николай Парфенов, написавший для горячо любимой им Ксении Эрдели замечательный арфовый концерт. К сожалению, Николая Григорьевича расстреляли в 1938 году: он в оркестре Большого театра сидел рядом с правительственной ложей, и ему предъявили абсурдное обвинение в намерении убить Сталина. Эрдели только раз сыграла посвященное ей произведение, а потом писала и говорила, что партитура утеряна. И вдруг московский музыковед Александр Баранов находит оркестровые голоса! Композитор Валерий Кикта вместе со своим учеником Богданом Радичем восстанавливают партитуру, я получаю ноты, мгновенно влюбляюсь в эту музыку и играю ее у нас в Мариинском театре на фестивале «Северная лира», носящем имя Йоко Нагаи Ческины — в память о замечательной арфистке, графине, меценатке, великой поклоннице Мариинского театра.
— Вы уникально рано, в 16 лет попали в Мариинский театр...
— Впервые — даже в 14: почему-то спектакль «Сказание о невидимом граде Китеже» остался без второй арфистки, и меня попросили закрыть брешь. Я до того вообще ни разу в жизни не сидела в оркестре. А в 16 лет уже официально позвал на работу директор оркестра Владимир Андреевич Иванов, я еще 11 класс не успела окончить... С тех пор театр — мой второй дом. Каждый день учусь у его солистов, у коллег-оркестрантов сообща делать музыку. Конечно, главный учитель — Валерий Абисалович Гергиев. Не знаю другого дирижера, у которого жест так ярко передавал бы музыкальную фразу. И произведение в целом он потрясающе выстраивает. Притом фантастически доверяет исполнителю. Как-то мы в Афинах должны были играть Пятую симфонию Малера. Со знаменитым Адажиетто, которое знают миллионы даже далеких от музыки людей: кинорежиссеры обожают использовать его в самые возвышенные моменты своих фильмов. Маэстро прошел со мной начальные три такта. Спросил: первый раз играешь? Я ответила: да. Он улыбнулся: сегодня вечером будет второй, а сейчас переходим к следующей части...
— Глупо, наверное, спрашивать, что вы любите больше — оперу или балет. Но мне кажется, в балете арфу оценили раньше и полнее — вспомним хоть мощные каденции-разливы в «Лебедином озере» или «Щелкунчике».
— А знаете, кто помогал Чайковскому писать их? Альберт Цабель, мой арфовый прапрадедушка. Но, как ни удивительно, при всей любви к балету я фанат оперы. Приезжайте к нам на «Тангейзера» Вагнера. Или на его «Нюрнбергских мейстерзингеров», я более богатого и остроумного использования арфы не знаю. Под нее и главные герои про любовь поют, и завистник Бекмессер смешно «выщелкивает» свою серенаду, и все это надо изобразить совершенно разными звуковыми красками... Кстати Вагнеру тоже наш Цабель помогал!
— Вы начали рассказывать про фестиваль «Северная лира», а я, похоже, уже догадался, кто его затеял...
— Ну сами посудите, это же несправедливо — арфовых фестивалей в мире совсем немного. А сколько великолепных исполнителей посвящают свою жизнь этому инструменту. И Валерий Абисалович мою идею горячо поддержал, и смотр наш сразу стал одним из самых престижных. И композиторский интерес к арфе он усилил — например, мой брат Эдуард написал концерт для трех арф с оркестром! Уже названный мной Валерий Кикта сочинил «Шотландскую рапсодию» для мужского хора и инструментального ансамбля с участием очень интересной разновидности арфы — кельтской. А Эдуард Артемьев, царствие небесное, специально для финального концерта сделал переложение своей знаменитой темы из фильма «Раба любви» для десяти арф!
— Сейчас многие беспокоятся о том, как в новой ситуации, когда Валерий Гергиев назначен генеральным директором Большого театра, будут взаимодействовать петербургские и московские музыканты...
— Не возьмусь говорить о наших многотысячных коллективах в целом, но арфисты обоих городов дружат давно, вот и к нам на фестиваль мы приглашали музыкантов Большого театра, московских оркестров, и все они потом с благодарностью говорили, что по-настоящему сдружил их именно Петербург, наш арфовый праздник.
— Слышал, вы хотели и всемирный конгресс арфистов в родной Мариинке провести.
— Этот конгресс регулярно проходит в разных странах мира, и я в нем участвовала, представляла Россию. Ради такой чести готова была на любые испытания. Знаете, как летела на сиднейскую встречу в 2017 году? С гастролей в Риге — в Москву, оттуда — в Абу-Даби, а там мне сказали, что на мой рейс перепродажа мест — и отправили в Джакарту, оттуда на Бали... Пять рейсов вместо трех, причем уже после второго куда-то канул мой багаж — а в нем ключ для настройки арфы, теплая одежда (в Южном полушарии в это время зима)... Но в Сиднее меня взяла под крыло мама дирижера Владимира Фаншиля, одессита, давно уехавшего в Австралию, много сотрудничающего с Мариинским театром. Лиля отдала свой свитер, помогла купить концертное платье. В успехе двух моих австралийских концертов, можно сказать, немал и ее вклад. Еще одно доказательство того, что музыкантская дружба — громадная сила.
И вот после двух лет переговоров у нас было готово практически все, чтобы следующий конгресс прошел уже в Санкт-Петербурге. Да и кто бы его принял лучше, чем Мариинский театр с его множеством сцен и прекрасных фойе, которые легко превращаются в концертные залы. Но грянула пандемия, затем — политическое обострение... Тем не менее недавно я получила письмо от артдиректора конгресса французской арфистки Изабель Перрин, которая верит, что наша идея обязательно осуществится.
— А как пришла мысль играть органные и даже симфонические опусы?
— Наша душа вмещает в себя больше музыки, чем написано для конкретного инструмента. А еще — я настолько люблю арфу, что считаю просто необходимым породнить ее с величайшими музыкальными сокровищами мира. Со всем тем, что люблю сама, что хотела бы донести до моего слушателя. Задача музыканта, по моему убеждению — звуками рассказать то, что ты сама знаешь о мире. Чтобы твоя публика хоть на пару часов забыла о бытовых проблемах и окунулась в прекрасную вселенную музыки. Люди должны поддерживать друг друга. Особенно в такое непростое время.
— Находится ли при вашей занятости время для отдыха, спорта, кино?..
— Расскажу вам, как провела небольшой отпуск минувшим летом: полетела в Вену, где мои друзья-шахматисты проводили турнир, и им захотелось... чтобы я поиграла им на арфе. А завтра лечу в Нижний Новгород играть на фестивале моей подруги, замечательной московской флейтистки Ирины Стачинской. Переключение в работе и смена обстановки — вот главный способ отдыха. Но, конечно, без спортзала тоже нельзя — иначе спина не выдержит постоянного сидения за инструментом и его перетаскивания с места на место. А в редкие свободные часы так здорово в прекрасных лесах Ленинградской области заняться скандинавской ходьбой!
Из фильмов особенно люблю нашу советскую классику, ленты про Великую Отечественную войну — они настоящие и правдивые. Обожаю киномузыку Джона Уильямса. Могу с удовольствием послушать Майкла Джексона, рэперов. Вот попса — не мое. Зато Стинга мы с ребятами из чудесного ансамбля ударных инструментов Renaissance Percussion часто играем на бис.
— Только что пресс-служба Большого театра сообщила, что в феврале впервые за многие годы состоятся обменные гастроли двух прославленных коллективов, и Мариинский в честь 180-летия Римского-Корсакова привезет к нам «Псковитянку», «Ночь перед Рождеством» и «Китеж»...
— Очень приятное известие! Я вообще многого жду от 2024 года. Интересный проект должен состояться в московской «Новой Опере» в начале марта. Мы с гениальным виолончелистом Александром Князевым исполним дуэтные обработки классических вещей, какие до нас никто не делал и не играл. Еще постараюсь вернуть к жизни замечательные арфовые концерты советских композиторов, сегодня незаслуженно забытые. Вовсю идет подготовка к VIII международному фестивалю «Северная лира», он в апреле. Также получила приглашение в жюри нескольких музыкальных конкурсов. Так хочется в нынешнее тревожное время подарить людям кусочек спокойствия и счастья на наших концертах. Обнять мир музыкой.
Чуть не забыла: если вы 12 января в Петербурге, приходите в Мариинский театр, у нас как раз в этот вечер мои любимые «Нюрнбергские мейстерзингеры».