Первым делом - самолеты

«Роснефть» стала главным заправщиком воздушных судов в российских аэропортах

9 февраля в России отмечали День гражданской авиации. Именно в этот день в 1923 году Совет труда и обороны СССР принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации». Путь Москва — Нижний Новгород протяженностью более 400 километров стал первым воздушным маршрутом страны. Спустя почти 100 лет гражданская авиация кардинально изменилась. Новый тип комфортабельных самолетов, которые способны перевозить сотни пассажиров на десятки тысяч километров, новый уровень обслуживания и безопасности, современные подходы к заправке авиационных судов и контролю качества керосина.

«Роснефть» является ключевым игроком на российском рынке гражданской авиации. Компания занимает лидирующие позиции по поставкам авиатоплива с долей более 30%. На сегодняшний день специализированное предприятие нефтяной компании «Роснефть Аэро» заправляет воздушные суда в 44 аэропортах на территории России и за рубежом и последовательно расширяет партнерскую сеть.

Сегодня, когда мир невозможно представить без гражданской авиации, перед всем отраслевым комплексом стоит ряд глобальных задач. На первый план выходит необходимость технологического развития производственных процессов и клиентских сервисов.

В период пандемии, когда авиасообщение заметно сбавило обороты, «Роснефть» воспользовалась затишьем и начала активно интегрировать в производственный процесс новейшие цифровые технологии. К моменту восстановления пассажиропотока решения нефтяной компании принесут ощутимый эффект. В первую очередь это почувствуют авиаперевозчики, которые в качестве партнеров пользуются услугами крупнейшей российской нефтяной компании.

Крылатая цифра

Сейчас «Роснефть» ведет разработку цифровой платформы для повышения эффективности и оперативности процессов заправки воздушных судов. Новое технологическое решение позволит автоматизировать более 90% заправочных операций, повысить эффективность учета нефтепродуктов, исключить человеческий фактор при передаче данных в учетные системы. В конечном итоге это позволит сократить всего до 5 минут общий цикл от заправки до получения документов.

Как же работает новое решение? Цифровая платформа получает и анализирует большой массив информации по операционной деятельности аэропорта. Если взять, к примеру, Шереметьево, то мы каждый день имеем дело с гигантским потоком информации. Цифровая платформа анализирует этот поток и формирует оптимальные параметры для обслуживания воздушного судна. То есть система в автоматическом режиме сама запрашивает и получает от авиакомпании или аэропорта расписание полетов и планируемый объем заправки самолета. Затем умная система составляет детальный график обслуживания, определяет наиболее подходящий для заправки воздушного судна топливозаправщик по заданным критериям: объем цистерны, остаток авиатоплива, геолокация автозаправщика на территории аэропорта. На следующем этапе идет формирование задания и передача всех необходимых данных на заправку воздушного судна. Детальная информация о проведенной операции направляется в систему оперативного учета движения нефтепродуктов, и производится автоматизированное формирование первичной документации, которая направляется клиентам.

«Технология заправки значительно ускоряется в том числе за счет снижения времени оформления документов. Если раньше все необходимые бумаги операторами писались и заполнялись вручную, то сейчас при помощи элементарного планшета загружается информация и передается дальше по системам электронной связи. В результате документы на оплату могут оказаться на руках у перевозчиков уже через 5 минут после заправки», — отметил генеральный директор топливозаправочного комплекса аэропорта Шереметьево Александр Тыщук.

Кроме оптимизации процесса заправки «Роснефть» внедрила технологию оперативного движения нефтепродуктов на четырех объектах обеспечения авиационным топливом воздушных судов. В частности, цифровые решения интегрированы в операционную деятельность топливозаправочных комплексов нефтяной компании во Владивостоке, Красноярске, Самаре и Санкт-Петербурге.

Система оперативного учета позволяет повысить скорость предоставления данных по движению нефтепродуктов, а также исключает человеческий фактор. В ближайшей перспективе данная технология будет внедрена на всех объектах обеспечения авиационным топливом «Роснефть Аэро». Также компания постепенно проводит оцифровывание учета авиатоплива непосредственно при заправке в крыло. В рамках этого проекта компания обновила парк аэродромной техники в международном аэропорту Пулково, закупив топливозаправщики, которые оснащены новейшей комплексной автоматизированной системой измерения массы авиатоплива.

Новая техника с автоматической системой учета позволяет регистрировать объем, массу, температуру и плотность отпускаемого авиатоплива, формировать отчеты и отправлять их на печать. Это сокращает время оформления первичной документации при заправке воздушного судна на 60%. Система повышает точность измерения массы при отгрузке авиатоплива в воздушные судна, а также исключает человеческий фактор. Как сообщили в «Роснефти», компания планирует продолжить обновление транспортного парка для заправки воздушных судов и в других регионах своего присутствия.

Качество плюс безопасность

Контроль качества авиатоплива — ключевой вопрос для компании «Роснефть» в части обеспечения безопасности авиаперевозок. Как известно, обеспечение успешного полета начинается на земле — задолго до того, как самолет поднимется в воздух. Внедрение цифровых технологий во всех производственных сферах является одним из ключевых драйверов роста компании.

Подтверждая репутацию одного из наиболее технологичных участников рынка, «Роснефть Аэро» внедрила информационную систему лабораторного контроля качества. Новая система помогает автоматизировать внутренние бизнес-процессы. Это позволяет интегрировать данные о качестве авиационного керосина в единое информационное пространство лабораторий с другими подразделениями компании. К новейшей системе подключены лаборатории ТЗК «Шереметьево», ТЗК «Кольцово», ООО «БАТО», а также филиалы «Роснефть Аэро» в городах Красноярске и Артеме. Цифровое решение повышает надежность хранения данных по контролю качества авиатоплива и оперативность доступа к ним, минимизирует малоэффективный бумажно-курьерский и телефонный обмен информацией между подразделениями топливозаправочного комплекса.

Стоит также отметить, что на всех топливозаправочных комплексах компании действует многоступенчатая система контроля за эксплуатационными свойствами топлива. Технологическая цепочка движения авиационного керосина на ТЗК включает в себя систему фильтрации и водоотделения, начиная с приема авиатоплива от транспортных предприятий и заканчивая заправкой авиатоплива в крыло. При этом тонкость фильтрации уменьшается с 15 до 1 микрона, что тоньше человеческого волоса.

Ключевое звено в системе контроля качества — оснащенная самым современным оборудованием лаборатория. Все партии поступающего авиатоплива проходят обязательный контроль, включая оценку термоокислительной стабильности, массовой доли меркаптановой серы, содержания загрязнений и свободной воды. Только после финальной проверки качества авиационного керосина в лаборатории и оформления специального паспорта качества топливо поступает непосредственно для заправки в воздушное судно. Авиационное топливо, не имеющее паспорта качества, оформленного лабораторией, к заправке самолетов ни в коем случае не допускается.

Ежегодно в лабораториях НК «Роснефть» проводится около 5 тысяч операций по контролю качества авиатоплива. Каждый анализ включает в себя до 15 испытаний по различным показателям качества.

Лаборатория ТЗК «Шереметьево» является одной из наиболее передовых в отрасли. На предприятии постоянно проводится работа по усилению контроля качества авиатоплива, внедряются современные методы контроля, закупается новейшее автоматизированное оборудование. Лаборатория оснащена самым современным оборудованием, причем некоторое является уникальным. Например, анализатор термоокислительной стабильности авиатоплива в динамических условиях. Подобных приборов в России — считаные единицы. Одна из особенностей анализатора — прибор в реальном времени имитирует работу топливной системы воздушного судна. Кроме этого, в лаборатории работает комплекс высокотехнологичного оборудования: автоматический капиллярный анализатор вязкости, плотномер, анализатор фракционного состава, аппарат для определения давления насыщенных паров. Высокотехнологичное оборудование позволяет специалистам со стопроцентной точностью определять параметры, которые заложены не только ГОСТами, но и международными стандартами.

Лаборатория ТЗК «Шереметьево» также получила высшую оценку в рамках всероссийских межлабораторных сравнительных испытаний (МСИ). Всего в этом конкурсе приняли участие около 140 испытательных лабораторий по всей России.

Технологии заправки

На сегодняшний день «Роснефть» обеспечивает более 40% от общего количества заправок самолетов в аэропорту Шереметьево.

Система заправки ТЗК «Шереметьево» является самой мощной в стране и состоит из целого ряда объектов различного назначения. Это современная лаборатория контроля качества, резервуарный парк объемом 55 тысяч кубометров (таким объемом можно заполнить бассейн глубиной 2,5 метра размером с Красную площадь), гидрантная система, которая позволяет подавать любое количество топлива к самолету по подземным трубопроводам, 188 раздаточных колонок на местах стоянок воздушных судов, а также 30 диспенсеров и 17 топливозаправщиков. Общая длина всей топливопроводной системы топливозаправочного комплекса крупнейшего аэропорта составляет более 42 километров, в том числе протяженность гидрантной системы — более 17 километров.