Сверили время по часам «Роснефти»

Крупнейшая нефтяная компания показала себя всему миру

На прошлой неделе в американском Хьюстоне (штат Техас) прошла конференция IHS CERAWeek 2013, на которой состоялась встреча лидеров мировой энергетики.

Конференции IHS CERAWeek проходят ежегодно уже более трех десятков лет — с участием ведущих компаний отрасли, представителей государственных органов, крупнейших ученых и экспертов. Фирменным блюдом на этом энергетическом форуме являются непременные доклады руководителей ведущих мировых энергетических корпораций. Знаковым событием на нынешней конференции стало выступление президента «Роснефти» Игоря Сечина.

Глава крупнейшей нефтяной компании России не разочаровал аудиторию. Он подтвердил, что после закрытия сделки по покупке ТНК-ВР, которое ожидается в начале второго квартала, «Роснефть» станет крупнейшим производителем углеводородов среди публичных компаний мира и крупнейшим держателем запасов углеводородов. Но основная часть доклада под названием «Новая эра нефти» была посвящена стратегическим проблемам мировой энергетической отрасли и ее сегодняшнему состоянию.

Игорь Сечин изложил российский взгляд, который исходит из того, что недавние опасения о недостаточности нефтяных ресурсов в мире ныне можно считать необоснованными. «Действительно, легкодоступные запасы в основном уже разработаны предшествующими поколениями, — заявил глава крупнейшей российской компании. — Именно они обеспечили сегодняшний уровень развития мировой экономики. Однако новые технологии позволяют переходить к разработке нефти и газа в удаленных регионах, на глубоководном шельфе, в Арктике, в низкопроницаемых, в том числе сланцевых формациях».

Причем уже сегодня эта ресурсная база практически сравнялась с традиционными месторождениями, и оценки продолжают увеличиваться по мере развития технологий.

Нефть и газ: запасы растут

Если раньше мир знал о перспективных разработках сланцевой нефти в США, то в докладе Сечина были названы российские адреса. Например, так называемая баженовская свита, извлекаемые ресурсы которой составляют свыше 22 млрд баррелей нефти — почти половину запасов американской сланцевой нефти. «Около половины этих ресурсов находится в периметре лицензионных участков «Роснефти» и ТНК-ВР», — подчеркнул докладчик.

Игорь Сечин отметил, что 2012 год ознаменовался началом масштабных работ на российском арктическом шельфе, где к концу 2014-го, на год раньше намеченных сроков, рассчитывают пробурить поисковую скважину, и не исключено, что она ознаменует открытие новой нефтегазоносной провинции с запасами более 35 млрд баррелей нефтяного эквивалента. Если же оценивать извлекаемые ресурсы на всех нынешних лицензионных участках «Роснефти» в Арктике, то они превышают 275 млрд баррелей нефтяного эквивалента (более 100 лет нефтегазодобычи).

И все это без учета традиционных месторождений «Роснефти», на которых также идет замещение запасов (в 2012 году оно составило 130%). Тем самым Россия уверенно подтверждает свое нынешнее значение как одной из ведущих нефтяных кладовых мира. А в недалеком будущем благодаря шельфовым разработкам может стать здесь абсолютным мировым лидером.

Новые технологии: работы хватит всем

Вторая тема доклада Игоря Сечина в Хьюстоне касалась растущей цены нефтяного бизнеса. У современных технологий есть обратная сторона — добыча становится дорогостоящим процессом. За последние 15 лет стоимость разведки и разработки запасов углеводородов выросла втрое. Но, отметил глава «Роснефти», в конечном счете это выгодная экономика: инвестиции в разработку высокотехнологичных ресурсов нефти и газа создают рабочие места, развивают смежные отрасли.

В итоге мультипликативный эффект 1 доллара инвестиций дает от 3 до 7 долларов роста ВВП. А за счет привлечения большого количества производителей и поставщиков услуг выигрывает все общество, а не только нефтегазовые компании.

К общим выкладкам Игорь Сечин добавлял весьма интересную для многих участников конференции конкретику: «Наши инвестиционные решения на шельфе формируют якорный заказ для производителей оборудования и поставщиков услуг: Мы приглашаем к участию ведущие компании — поставщиков оборудования и услуг: Только на первом этапе суммарные инвестиции составят порядка 500 млрд долларов

Игорь Сечин, президент, председатель правления ОАО «НК «Роснефть»: Наша программа модернизации нефтепереработки уже активно осуществляется, в целом она потребует порядка 25 млрд. долл. инвестиций. Мы строим более 50 установок, используя самые современные технологии, как от российских разработчиков, так и от международных лицензиаров.

Не менее привлекательно выглядела информация об условиях инвестирования в российские нефтегазовые проекты: «фискальная стабильность позволяет уверенно осуществлять масштабные инвестиции», «налоговые инициативы правительства России делают новые регионы добычи одними из лидеров по привлекательности»...

Впрочем, еще за два года до Хьюстона «Роснефть» начала завязывать прочные и взаимовыгодные связи с мировым энергетическим бизнесом. За последний год российская компания добилась прорыва в создании стратегических партнерств с ExxonMobil, Statoil, Eni, ВР. Перед хьюстонской конференцией было объявлено о заключении беспрецедентной сделки «Роснефти» с трейдерами Glencore и Vitol, в рамках которой «Роснефть» получит долгосрочный аванс на сумму 10 млрд долларов.

Цена опыта и знаний

Интеграция «Роснефти» в мировую энергетику идет в двух направлениях: ведущие иностранные компании приходят в качестве партнеров «Роснефти» в Россию, а она, в свою очередь, получает доступ к зарубежным проектам своих коллег.

В частности, по только что подписанному соглашению с ExxonMobil независимая «дочка» «Роснефти» покупает 30% участия в 20 глубоководных блоках этой компании в Мексиканском заливе и получает доступ к богатейшему нефтегазоносному бассейну мира. (ExxonMobil сохраняет 70-процентную долю участия в этих блоках и остается оператором.)

Приобретенные «Роснефтью» 20 блоков общей площадью около 450 кв. км расположены на глубине от 640 до 2070 метров. «В результате «Роснефть» начнет осваивать глубоководные участки с опытными партнерами. Эти опыт и знания могут быть использованы при разработке глубоководных участков российского шельфа, в частности участка Туапсинский прогиб», — заявил глава российского нефтяного гиганта.

«У компании ExxonMobil имеется длительный опыт проведения геологоразведочных работ для поиска запасов нефти и газа в Мексиканском заливе с использованием новейших систем производственной безопасности и охраны окружающей среды», — подтвердил слова Сечина глава американской компании господин Гринли: «Мы будем рады совместной работе с «Роснефтью» и ее аффилированными компаниями по проведению геологоразведочных работ на этих блоках с использованием наших передовых технологий по геологоразведке и освоению знаний по производству работ на глубоководных участках». «В феврале «Роснефть» уже заключила соглашение о вхождении в проект Point Thompson на шельфе Аляски, — напомнил Игорь Сечин. — А в прошлом году мы также вошли в проект по добыче трудноизвлекаемой нефти на шельфе Канады».

То есть интеграция российского нефтяного гиганта в мировую экономику продолжается. Что особенно ценно в нынешний период — это интеграция государственной компании, для которой на первом месте стоят общероссийские интересы.

Наша программа модернизации нефтепереработки уже активно осуществляется, в целом она потребует порядка 25 млрд долларов инвестиций. Мы строим более 50 участков, используя самые современные технологии как от российских разработчиков, так и от международных лицензиаров