Царицынский переворот

Вдруг, в самый канун 8 Марта, пришло известие об увольнении директора заповедника «Царицыно» Натальи Самойленко

Признаемся откровенно: к женскому празднику мы собирались написать о Государственном музее-заповеднике «Царицыно» и его директоре Наталье Самойленко как о примере современной и эффективной постановки музейного дела. Уже готова была статья с цифрами: за два года посещаемость музея увеличилась на 66%, достигнув в 2015 году 792 200 человек. Только за прошлый год число участников образовательных программ возросло более чем вдвое, а количество выставок — на 21%. Некоторые из проектов стали блокбастерами: «Дворец во дворце», «Царские потешные огни», «Палладио в России», «Воображаемый Восток: Китай по-русски»... И вдруг под самый канун 8 Марта и долгих выходных (другого времени не нашлось?) — сообщение об увольнении Самойленко. Что стоит за внезапным решением?

Напомним: трудовой договор с директором ГМЗ «Царицыно», кандидатом искусствоведения Натальей Самойленко был заключен департаментом культуры города Москвы два с небольшим года назад, срок его действия — 5 лет. Никаких взысканий за время директорства госпожа Самойленко не имела. Более того, при ней еще недавно затхлое и провинциальное «Царицыно» стало превращаться в любимый объект досуга. По итогам 2015 года ГМЗ «Царицыно» возглавил рейтинг самых посещаемых музеев в ведении департамента культуры. Там проводились интересные разным категориям зрителей выставки, экскурсии, образовательные программы. Публика, много лет считавшая старинную усадьбу лишь местом для прогулок, стала голосовать ногами за музей, все активнее насыщавший экспонатами различные павильоны дворцового ансамбля.

Многие нововведения связаны именно с деятельностью Самойленко. Была выработана новая концепция музея. Формулировка звучит романтично: «Царицыно должно стать музеем фантазий, иллюзий, утопий». При краткости девиза в нем учтены драматическая история усадьбы, созданной по воле императрицы Екатерины II, обстоятельства возникновения в Царицыно музея и его необычная коллекция.

В наши дни ни одно сколько-нибудь значимое событие не пройдет незамеченным соцсетями. Сама Наталья Юрьевна сразу написала о своем увольнении в «Фейсбуке», никого не обвиняя, зато отметив, что это были лучшие два года ее жизни. В ответ поднялась волна возмущения коллег, появилась петиция на имя мэра Москвы Сергея Собянина с требованием «отменить решение руководителя департамента культуры г. Москвы и восстановить в должности директора ГБУК г. Москвы ГМЗ «Царицыно». К 10 часам утра 10 марта она набрала 3253 подписи.

Солидарность с Натальей Самойленко выразили многие отечественные музейщики, от Государственного Эрмитажа до коллег из различных регионов. Так, представители музеев Северного Кавказа написали в интернете: «Мы далеко географически, но мы — сообщество», — возмущенные тем, что «коварно и цинично убрали одного из лучших специалистов».

Сразу после выходных журналисты тщетно пытались дозвониться в столичный депкульт. Кстати, его руководитель, министр правительства Москвы Александр Кибовский не ответил и на просьбу самой Натальи Юрьевны о встрече. Выяснить причину ее увольнения удалось коллегам из ТАСС: таковой в пресс-службе депкульта назвали «невыполнение предписаний московского управления Федеральной антимонопольной службы по устранению претензий по нарушению конкурсных процедур, вследствие чего ведомство подало несколько исков в суд на музей-заповедник».

Если перевести с бюрократического на русский, все дело в нежелании экс-директора подчиняться предписаниям ФАС, которые ГМЗ «Царицыно» счел непродуманными и сейчас оспаривает в суде. По словам Самойленко, эти предписания составлены так, что их и невозможно выполнить. Касались они конкурсов на контракты с фирмами, убирающими и обслуживающими территорию заповедника. «У нас особые требования к участникам конкурсов: они должны предоставлять лицензии Министерства культуры, — говорит экс-директор. — Мы выбрали тех, у кого были лицензии. А те, у кого не было необходимых документов, стали на нас жаловаться».

В настоящий момент, пояснила Самойленко, дело находится на рассмотрении в Арбитражном суде. «Мы из правового поля не выходили», — подчеркнула искусствовед.

«Труду» стало известно и о другом конфликтном моменте. Некоторое время назад депкульт предложил «сэкономить» на «бабушках» в экспозиционных залах, заменив их сотрудниками ЧОП и видеокамерами. На это директор «Царицыно» возразила: интеллигентные смотрительницы лучше, чем случайные кадры ЧОП, осознают, что они охраняют. Ну и даже тренированный охранник может не успеть добежать от пульта наблюдения до места противоправных действий — злоумышленники способны унести экспонаты за мгновения...

Сейчас обязанности уволенной Самойленко назначен исполнять Сергей Худяков — бывший начальник комитета по культуре правительства Москвы, ныне возглавляющий Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское». Не шаг ли это к будущему включению в его состав и «Царицыно», допустим, в рамках оптимизации деятельности отечественных музеев? Но сможет ли один администратор эффективно управлять столь сложной и разветвленной структурой? В частности, продолжатся ли при новом руководстве те обширные выставочные и образовательные программы, а также большие реставрационные работы, которые и сделали «Царицыно» столь привлекательным для посетителей? Не утратит ли дорогое москвичам заповедное место свой уникальный облик?

Все эти вопросы мы задали сотрудникам департамента культуры. Как нам объяснили, ответа на письменный запрос придется ждать неделю...

Голос

Галина Маланичева, председатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры

— Мне трудно комментировать действия департамента культуры, поскольку не знаю всех обстоятельств, их вызвавших. А вот о «Царицыно» могу сказать: это один из лучших музеев Москвы, практически федерального значения, здесь в последние годы ведется огромная работа, музей живет активной, интересной жизнью.