Одинокий гребец в бушующем океане

Федор Конюхов оказался в этом плавании на грани выживания

Завершается сложнейший переход отважного путешественника Федора Конюхова в лодке на веслах через Тихий океан от Новой Зеландии до южной точки Южной Америки — мыса Горн. Он преодолел более 9500 км (это почти как от Владивостока до Лиссабона по прямой). Осталось чуть меньше тысячи километров. Но впереди самое трудное. «Труд» связался с сыном неутомимого первопроходца Оскаром Конюховым, чтобы узнать драматические подробности.

Трудности и проблемы навалились на путешественника со всех сторон. Во-первых, в Южном полушарии стремительно наступают холода, а после произошедшей на 117-е сутки эпопеи аварии Федор лишился электроподогрева. Во-вторых, силы 67-летнего гребца небеспредельны. В-третьих, днище лодки на пятом месяце плавания заросло мелкими моллюсками, и сейчас при нулевой температуре нырять и счищать их значительно сложнее, чем это было в предыдущем путешествии по тропической зоне океана...

Можно и далее продолжать — и в-четвертых, в-пятых, в-десятых. Федор Филиппович на данный момент отстает на месяц от запланированного графика. При помощи своего старшего сына он ведет ежедневный дневник на своем сайте. Но в этих отчетах лишь часть того, что выпало на долю отважного гребца.

Оскар Конюхов, руководящий экспедиционным штабом, — на постоянной связи с отцом. Оскар — сам опытнейший яхтсмен, несколько лет назад занимал пост исполнительного директора Всероссийской федерации парусного спорта. Так что лучшего комментатора происходящего на борту лодки «Акрос» в бескрайнем Тихом океане представить трудно.

— Во время сильной бури у Федора лодку переворачивало три раза, смыло несколько солнечных батарей, — сообщил «Труду» Оскар. — На данный момент все его автономные энергосистемы вырабатывают лишь 20% запланированной мощности, так что приходится экономить на всем. Возник дефицит пресной воды — опреснитель ведь тоже работает на электричестве. Отец идет через океан на грани выживания. Всю электроэнергию расходует лишь на спутниковую связь и самые необходимые приборы. На обогрев лежанки на полу лодки ее уже не остается. Впрочем, отцу к холоду не привыкать, он бывал и не в таких переделках.

А вот страшный шторм, настигший его на 117-е сутки похода, стал самым свирепым из всех, что выпадали на его долю в прежних весельных путешествиях. Высота волны достигала 8 метров. Представьте: почти сутки вас бросает вверх-вниз с амплитудой 8 метров. Без перерыва!

Спрашиваю Оскара, можно ли к такой качке привыкнуть.

— Лишь отчасти. Но морской путешественник должен от природы иметь хороший вестибулярный аппарат и отличную координацию. Если этого нет, лучше вообще не выходить в открытый океан, тем более на мелком судне. Ну и опыт, конечно, помогает. У отца за всю жизнь в сумме набралось более тысячи суток океанских путешествий на малогабаритных плавсредствах. Этот переход на веслах через океан у него уже третий.

— Чем эта лодка отличается от двух предыдущих?

— Проектировал и составлял ее эскизы отец сам, а дорабатывал и изготавливал на своей верфи британец Филипп Мориссон. У этого судна больше переборок — продольных и поперечных. То есть лодка значительно жестче и прочнее двух предыдущих, она надежнее при высокой волне и штормах. Но из-за этого и массивнее своей предшественницы «Тургояк». Соответственно, и медленнее. Если перевести с узлов и морских миль, в среднем отец проходит 72 км в сутки. Маршрут был заранее разработан так, чтобы попадать больше на попутные океанские течения, хотя, конечно, особо полагаться на этот фактор не приходится.

Расспросил я Оскара и об оборудовании и снаряжении, которые используются в этом плавании. Мой собеседник отметил, что солнечные батареи, питающие навигационное оборудование, а также телефон, компьютер, опреснитель воды и обогрев спального места изготовлены в России. Полностью отечественного производства и вся экипировка — от петербургской фирмы Red Fox. В прошлом океанском переходе Федор выбрал сублимированное питание российского производства — и не ошибся. Но на сей раз не удалось им воспользоваться: старт был из новозеландского порта, а ввоз продуктов в эту страну связан с большими бюрократическими сложностями. Проще купить еду на месте.

После предыдущего перехода на веслах Федор рассказал мне, что не ловил рыбу в океане, хотя ее вокруг было много — чтобы не терять времени на ловлю и на приготовление. Сейчас примерно то же самое. Но кальмаров несколько раз он ловил. Сублимированное питание содержит все нужные компоненты, но даже такому железному человеку хочется какого-то разнообразия...

А пока одинокое суденышко идет в ревущем океане, по иронии названном Тихим. В шторма Конюхов борется за живучесть — свою и своей лодки. В хорошую погоду старается грести даже ночью, наверстывая упущенное в бурях. Люди понимающие во всем мире с огромным уважением следят за его эпопеей. Кстати, экстремалы, даже конкуренты, называют друг друга собратьями. И это не громкие слова. С тем же британцем Оли Хиксом, который также пытался совершить одиночное кругосветное путешествие на лодке в Южном полушарии через мыс Горн, Федор знаком. Оли сейчас пристально следит за маршрутом русского путешественника. Как настоящие профессионалы они не утаивают друг от друга ни принципиальных вещей, ни деталей, предупреждают друг друга о возможных трудностях и опасностях.

P.S. Когда на информационных лентах появилась новость о том, что сильнейший шторм перевернул лодку «Акрос» в бескрайнем Тихом океане, меня поразили некоторые комментарии в соцсетях. Конечно, большая часть их была наполнена тревогой за нашего соотечественника и пожеланиями выплыть, добраться до цели всем ветрам назло. Но встречались и другие — и откровенно злорадные, и недоуменные: чего, дескать, мужику не сидится? Он ищет приключений на одно место, а нам тут за него переживай...

Не собираюсь ни в чем убеждать таких скептиков и просто недобрых людей. Знаю Федора Филипповича давно, и «Труд» не раз рассказывал о его невероятных путешествиях во всех стихиях — на земле, в небесах и океанах. Скажу лишь одно: Конюхов — один из тех, кто постоянно напоминает человечеству, присевшему на диван у телевизора, как много может человек. Точнее, как много мог бы, если б захотел. А все, что от нас требуется, — это захотеть. Захотеть чего-то большего, чем просто деньги, успех и удовольствия. Без такого напоминания человечеству легко стать жующим стадом.