СТАРОЕ, ДОБРОЕ. НАДЕЖНОЕ

9 Мая для нашего кино (как и в жизни нашего общества) - своеобразный момент истины. Под знаком Победы, по заданным его критериям мы оцениваем, какие фильмы о Великой Отечественной из множества созданных за 60 лет кинематографистами нашей страны наиболее достойны внимания, зрительской любви. И оказывается, что их не так уж и много. Что подобно тому, как ни один Новый год не обходится без "Иронии судьбы" и 2-3 "сменных" работ в придачу, так на протяжении многих лет ни один День Победы не обходится без картин "В бой идут одни старики", "Белорусский вокзал" и десятка-двух других, также проверенных временем. Изменилась ли ситуация в последнее время?

Что греха таить, на протяжении долгого периода (условно обозначим "перестроечного") отношение к фильмам о Великой Отечественной - за редким исключением - у нас было скептическим. Понять это можно - в свое время все киностудии СССР обязательно должны были включать в свои тематические планы определенный процент картин на военную тематику. Количество фильмов, которое необходимо было "выдать на гора" катастрофически не совпадало с количеством талантливых режиссеров. Создавались стереотипы и штампы, и, что самое ужасное, именно через них нередко рассказывалось о таких высоких понятиях, как подвиг, патриотизм, самопожертвование... Не случайно на печально известном перестроечном съезде Союза кинематографистов СССР, когда разгоряченные реформаторы низвергали корифеев нашего кино и громили идеологию советского кинематографа, военным фильмам тоже досталось по полной программе.
И вот наступил тот самый период, когда не только стало немодным снимать фильмы о войне, более того - они практически исчезли c телеэкранов, и вспоминали их только в связи с Днем Победы и другими историческими датами.
Но в конце 90-х годов прошлого века, когда от безумного количества бандитов и криминальных разборок на экране стало тошнить даже самого неразборчивого зрителя, когда засилье голливудских блокбастеров стало очевидным, а общественное мнение все настойчивее требовало фильмов патриотического звучания, наши кинематографисты вдруг вспомнили старую истину, что именно военная тематика дает возможность соединить гражданскую позицию, напряженную интригу и сюжетно-смысловую глубину.
Наиболее характерными в этом плане стали фильмы "В августе 44-го... " и "Звезда". Не случайно и тот и другой вызвали в свое время резкое осуждение критиков-традиционалистов, обвинивших авторов этих картин в "оголливудивании святой темы". Они с ехидством сравнивали начало "Звезды" с "Великолепной семеркой". И действительно, было похоже: и там, и там главный герой подыскивал себе соратников для сложного дела, выбирая их по продемонстрированным способностям. Тем не менее впервые за полтора десятка лет народ пошел в кинотеатры не на что-нибудь "съестное", а на отечественные фильмы о Великой Отечественной. Появилось и еще несколько лент о войне, среди которых выделяются, конечно, "Кукушка" и совсем недавние "Свои". Казалось, первый шаг на пути возвращения военного кино был сделан.
Но, увы, у кинопроката свои законы. Голливуд поставлял нам многомиллионные ленты "Враг у ворот", "Спасти рядового Райана" и "Пирл-Харбор". Эффективно противостоять им наш кинематограф не в состоянии. Постановщик "Звезды" Николай Лебедев рассказывал: "Звезда" и "Пирл-Харбор" вышли в прокат одновременно. Так вот, мой фильм в кинотеатрах показывали только на единственном утреннем сеансе. На всех остальных шел "Пирл-Харбор". Возможно, именно такая прокатная политика стала одной из причин того, что других ярких фильмов о войне у нас так и не появилось.
Тогда за дело взялись телевизионщики. Тем более что великая дата 60-летия Победы становилась все ближе. Появился, что называется, социальный заказ. На телеэкраны обрушился девятый вал сериалов: "Штрафбат" и "Эшелон", "Курсанты" и "Диверсант"... Разного качества, разного звучания, разного уровня актерской игры, все они были созданы на военном материале.
Ну а теперь о "моменте истины". Что же показали нам телеканалы в праздничные дни? "Два бойца", "Чистое небо", "Был месяц май", "Они сражались за Родину", "А зори здесь тихие... ", "Отец солдата" и другие (повторюсь) выдержавшие испытание временем картины бесспорно доминировали на экране. Из новых - только упомянутые "В августе 44-го... ", "Свои" и "Звезда" да плюс сериал "Диверсант". Немного.
Получается, что важность и нужность темы осознана. Дело - за качественным воплощением. Чтобы был такой масштаб, как в "Они сражались за Родину", такой эпический размах, как в "Освобождении", такая глубина актерской игры, как в "Отце солдата". Ну и определенный учет, конечно, динамики зрительской психологии, подходов к многосложной теме. А не только лихо закрученный сериальный сюжет с эффектными драками.