Мутная мистика войны

По Карену Шахназарову победу над фашизмом одержали зомби

Режиссер Карен Шахназаров ко Дню Победы подарил зрителям мистическую картину «Белый тигр», которой, между прочим, открылся фестиваль военно-патриотического кино «Эшелоны памяти — эшелоны Победы». Почему режиссер решил «обелить» фашистский танк, а вместе с ним, вольно или невольно, и самих фашистов?

По замыслу, танк «Белый тигр» вроде бы и не существует, а представляет собой призрак, который появляется на поле сражений и в одиночку массово уничтожает наши танки. Но в фильме Шахназарова «Белый тигр» никак не похож на Летучего Голландца или какую-либо другую привычную фантастическую «движимость»: это настоящий железный танк с фашисткой свастикой. С ним конкурирует и сражается наш вполне реальный Т-34. Деревня Корниловка, где происходит решающее столкновение «Белого тигра» и Т-34, командиром которого назначен явившийся с того света танкист Иван Найденов (актер Алексей Вертков), — явный намек на Прохоровку, около которой 12 июля 1943 года произошло самое знаменитое в истории танковое сражение, беспрецедентное как по количеству машин (участвовало 1500 танков), так и по человеческим потерям — 7 тысяч красноармейцев и 4178 солдат Вермахта. В мае 1995 года на Прохоровском поле установлен мемориал «Звонница» с колокольным звоном каждые 20 минут в честь погибших танкистов. Есть воспоминания, что в пиковый час сражения над Прохоровским полем наши бойцы видели лик Богородицы и, возможно, благодаря помощи высшей силы смогли уничтожить цвет немецких танковых войск, тем самым, как утверждают историки, переломив ход Второй мировой войны. Но это скорее все же легенда, пусть возвышенная и красивая.

В фильме Шахназарова — своя мистика, и в ней мало христианского. У «живого трупа» Ивана Найденова после танковой битвы появляется связь с неким богом танкистов, который, по словам героя, находится на небе, у него наш танк Т-34 золотого цвета, и этот Бог наделил Ваню способностью разговаривать с танками, как с обычными, так и с неуловимо-непобедимым «Белым тигром». Иван настаивает на том, что «Белый тигр» существует и что он тоже из мира мертвых, в нем нет живых, управляющих им людей. А то, что Найденов сам засланец с того света, доказывается его ответом на предложение командира «разыскать свою семью, дом». «Мертвым ни к чему быть там, где живые» — вот слова Ивана. Теперь у Найденова свой бог и своя война — с дьяволом, и эта война, судя по событиям в этом фильме, имеет только начало, но не имеет конца. В дьявола война заставила поверить и маршала Жукова (Валерий Гришко). Пожалуй, только немцы в картине Шахназарова сохранили ясный ум и говорят то, в чем уверены на сто процентов и что видели своими глазами. Немцы, не лукавя, опровергают существование «Белого тигра».

Что до немцев, Карен Георгиевич показал их — пленных солдат, фельдмаршалов и даже самого Гитлера — в ключе модной толерантности: они «тоже люди». Нельзя сказать, чтобы советские солдаты, офицеры и маршал были изображены в черных красках, но некие нехорошие черты все же проступают. Это и пьянство, и стукачество, и тлеющая национальная рознь, и страсть к заграничным вещам, отнимаемым у немцев. Разумеется, Шахназаров показывает наши грешки тонко, даже с юмором. Однако совсем не смешно, когда в финале фильма Гитлер произносит долгий монолог о том, что Германия лишь попыталась осуществить давнюю мечту Европы, в которой та сама себе не признавалась: уничтожить евреев и Советский Союз, и за это, по пророчеству Гитлера, потомки обвинят ее во всех смертных грехах.

Со стороны российского режиссера, обладающего большим авторитетом, похвально стремление к человеколюбию и всепрощению. Вот только если б одновременно некоторые режиссеры Европы и Америки не показывали русских солдат насильниками, вандалами, безжалостными животными… За несколько дней до премьеры фильма «Белый тигр» на фестивале польского кино в Москве публично демонстрировался фильм Войтека Смажовского «Роза», где с первого и до последнего кадра солдаты и офицеры Красной армии насилуют и избивают польских женщин и детей. Конечно, мы живем в демократичном мире, и сегодня на наших экранах можно показывать всякое, и мы это вытерпим (хотя многие зрители, особенно, как ни удивительно, молодежь, уходили с фильма «Роза»). В конце концов у каждого, в том числе у поляков, своя правда.

Но зачем нам самим превращать в мистику, в сказку, в игру потусторонних сил то, что в реальности было делом рук и пролитой крови наших дедов (та же Прохоровская битва, и вся Курская дуга, и Сталинград)? Слишком сильна рана и слишком жива память, чтобы заменять земную историю легендами и мифами. Лучше помочь следопытам и поисковым отрядам, которым с каждым годом все труднее устанавливать имена пропавших без вести на ратных полях, находить родственников погибших — но они это делают. Каждый день к мемориалу на Прохоровском поле, к другим мемориалам нашей страны привозят школьников, которые внимательно разглядывают фотографии каждого погибшего воина, читают фамилии, даты рождения и гибели… Бюджет фильма «Белый тигр», сотни танков «Мосфильма», которым руководит Карен Шахназаров, талант и опыт режиссера позволяли создать серьезное, правдивое, сильное кино. Неужели Карена Георгиевича, чей отец был участником Великой Отечественной войны, не тронула ни одна реальная судьба танкиста? Неужели все эти судьбы для него заслонила единственная навязчивая идея — показать, что война делает из людей зомби и что победить в ней могут только нелюди (эта мысль красной нитью проходит через всею картину)? Так что же, это зомби, живые трупы, люди без памяти и любви взяли Берлин и освободили Европу от фашистов, да?