Трубят солдату сбор...

Несколько строк об оптимизме искреннем и фальшивом

На экраны выходит «14+: Продолжение» — сиквел фильма «14+», который был снят в 2015 году и с годами обрел едва ли не культовый статус. Нежную, тонкую, поэтичную ленту о первой любви, которая есть в Сети с английскими, немецкими, французскими, итальянскими субтитрами, за истекшие годы зрители посмотрели порядка 140 млн раз (!). Видимо, это и подвигло Андрея Зайцева снять продолжение истории про Ромео и Джульетту из московского спального района.

Сценарий сиквела режиссер начал писать, когда монтировал свой предыдущий фильм «Блокадный дневник», тяжело ему давшийся в эмоциональном плане. По словам Зайцева, он четыре года находился «на территории смерти». В противовес этому ему захотелось сделать новую картину легкой, веселой, обязательно летней, чтобы уравновесить энергию в самом себе и в окружающем мире. Съемки были назначены на 2020 год, но случилась пандемия, в итоге сиквел выходит на экраны только сейчас, и эта задержка не пошла на пользу фильму...

«14+: Продолжение», как нетрудно догадаться, рассказывает историю повзрослевших героев. Играют их, правда, актеры, которым уже под 25, но на это можно закрыть глаза. Главный герой Леша Васин (Глеб Калюжный) возмужал, поступил в пединститут, в котором ему, впрочем, скучно. Его девушка (Ульяна Васькович) стала актрисой, она приходит к Леше в снах да изредка встречается на рекламных постерах. Герои расстались: первая любовь редко имеет счастливое продолжение. Но Леша Вику по-прежнему любит и, напросившись на встречу, пробует ее вернуть. И слышит в ответ холодное: «Я тебя больше не люблю. А тебе пора уже повзрослеть».

Эту фразу про необходимость повзрослеть с разными вариациями произносят и мать героя, и вузовская преподавательница, и пьяненький сосед по лестничной площадке. Да и сам Леша однажды понимает, что в его жизни что-то идет не так. И он решительно забирает документы из института, чтобы пойти в армию. Мол, начинать взрослую жизнь надо с серьезных поступков, а служба в армии — это мужской долг. Про СВО в «Продолжении» не говорится ни слова, действие происходит, как можно понять, сегодня, но в мирное время. И почему в такой ситуации долг будущего учителя, призванного сеять разумное, доброе, вечное, менее важен, чем долг солдата, ни герой фильма, ни его авторы толком не объясняют.

Леша тем не менее проявляет чудеса героизма, чтобы отвоевать свой, прямо скажем, спонтанный для окружающих, да и для зрителей фильма, поступок. Лешина мама (Ольга Озоллапиня), опасаясь остаться в горьком одиночестве, пытается всеми силами воспрепятствовать решению сына. Для этого у нее и медицинская справочка припасена про серьезный мозговой недуг у своего пышущего здоровьем дитяти, и знакомый военком за взятку (хоть рублем, хоть тщедушным маминым телом) готов «отмазать» Лешу от армии. Но на врачебной комиссии Леша продемонстрирует образцы мыслительной и физической активности и таки добьется своего.

Провожать Лешу на вокзал придут и примирившаяся со своей участью мама, самолично обрившая сына наголо, набросив для этого ему на плечи домашнюю простынку с изображением танков (?), и давно их оставивший, но возникший по такому случаю Лешин отец с крашеными волосами и бархатным голосом (работает на загадочном «Радио «Мужик»). И, наконец, явится новая пассия нашего героя, в которую Леша, еще вчера отчаянно сохнувший по Вике, сподобился скоропалительно влюбиться.

Зовут девушку Настя, но это по паспорту. А вообще-то она попросту Дружище — так Настя обращается ко всем встречным-поперечным, и так всех тянет обращаться к ней самой. Играет Настю-Дружище молодая актриса Полина Гухман, которая еще подростком поразила меня в фильме «Маша» своей удивительной актерской органикой. Но в «Продолжении» Полине досталась невыполнимая задача. Ее героиня на протяжении всего фильма совершает идиотские поступки (например, разбивает стекло в припаркованной машине, чтобы спасти от жары собаку, хотя в салоне автомобиля, как выяснится, работает кондиционер). Она все время что-то теряет, путает, всюду опаздывает, приносит людям одни хлопоты, но эти странности поведения героини подаются режиссером как проявления незамутненной чистоты ее натуры.

Вдобавок Дружище ни на минуту не закрывает рот. Она без устали стрекочет, как новенькая газонокосилка. Или как отбойный молоток — кому какая метафора ближе. От пустопорожней говорливой дуры, без устали несущей пошлый бытовой сор, хочется бежать на край света. Хоть бы и в армию. А уж понять, чем она очаровала вроде неглупого парня Лешу, совершенно невозможно. Или с его мыслительными способностями действительно есть проблемы?

Боюсь, фильм «14+: Продолжение» значительно уступает ленте «14+» в искренности, обаянии, таланте. Известно, что сиквел редко дотягивает до уровня породившего его оригинала, но ежики-режиссеры плачут, колются, однако продолжают усердно грызть кактус — раз за разом снимают продолжение своих удачных картин, и почти всегда с заранее известным (отрицательным) результатом. Но, видимо, Андрею Зайцеву нужно было удостовериться в этой истине на собственном опыте.

Впрочем, он позиционирует свою ленту не только как сиквел, но и как поколенческое высказывание, как «Я шагаю по Москве» 60 лет спустя. Зайцев намеренно повторяет ряд ситуаций и сюжетных линий из шедевра Георгия Данелии, щедро цитирует его. В частности, в его фильме есть погоня за вором и сцена в полицейском участке, в нем рефреном звучит знаменитая мелодия Андрея Петрова «А я иду, шагаю по Москве», а памятник Маяковскому снят примерно с того же ракурса, что и соратником Данелии, гениальным оператором Вадимом Юсовым. Но экранной магии в этих повторах почему-то не возникает.

А еще в фильме Зайцева много пейзажей гламурной Москвы: Арбат, Садовое кольцо, Тверская, «Сити». А еще в кадре много солнца и света, движения и бодрой суеты, много неонового блеска, улыбок в кадре и всеобщего хорошего настроения. Но искренний оттепельный оптимизм Шпаликова и Данелии образца 1964 года — не чета натужному, ни на чем не основанному бодряческому оптимизму фильма «14+: Продолжение», который выходит на экраны в тревожные для нашей страны и для всего мира дни...

Как верно, пусть и по другому поводу, заметил один великий писатель, «шестьдесят лет тому назад «оптимист» и «дурак» не были синонимами».