ВОТ ТЕБЕ, БАБУШКА, И ЮРИН ДЕНЬ!

В октябре 2000 года рязанскую общественность шокировала дикая история о попытке продажи 5-летнего Юры для трансплантации органов. Торговцами оказались ближайшие родственники ребенка - родная бабушка Нина Ткачева, ее сын Сергей и сноха. Они обвинялись по ст. 152 УК РФ "Торговля несовершеннолетними". Беспрецедентное дело в практике местных следственных и судебных органов. А недавно суд Октябрьского округа вынес по нему обвинительный приговор.

Как признался зам. начальника областного УБОП Владимир Цепков, когда поступила информация о том, что некая семья ищет покупателя на мальчишку, оперативники были обескуражены. В это просто не хотелось верить. Но данные подтвердились. Тогда возникло сомнение в психической полноценности 54-летней Ткачевой. За ней установили негласное наблюдение. Впрочем, вела она себя вполне адекватно, и стало ясно, что двигает ей одно чувство - безграничная алчность.
Было решено инсценировать покупку. В роли клиента выступил сотрудник правоохранительных органов. Договорились о встрече. Убоповец представлялся столичным бизнесменом. Джип, на котором он приехал в условленное место, милиционеры взяли напрокат у знакомого. Деньги, а речь шла о 100 тысячах долларов США, одолжили в банке. В процессе торга сумма снизилась до 90 тысяч. Бабушке, руководившей сделкой, сообщили, что внука покупают для трансплантации органов. Или, как она сама выражалась, "на запчасти". Ее это ничуть не смутило. Впрочем, мать и отец тоже не возражали - маячили баснословные деньги. Кстати, Ткачева сказала сыну, будто сторговалась за 70 тысяч "зеленых". А 20 собиралась прикарманить.
Задержание прошло как по нотам, средь бела дня на Театральной площади -в центре Рязани. Троица получила деньги, передала ребенка вместе с его медицинской картой, свидетельством о рождении и официальным отказом матери от сына. Тут-то Ткачеву и ее "детишек" повязали невесть откуда взявшиеся оперы.
Маленький Юра испугался. Ведь ему родители сообщили, что они всей семьей якобы едут в парк аттракционов. Долго плакал. Звал маму, бабушку...
На следствии и суде Ткачева оправдывалась тем, что якобы желала внуку лучшей жизни и намеревалась передать его богатым людям на воспитание. Ничего, что за вознаграждение. Дескать, их материальное положение не ахти. Дескать, ни про какую "трансплантацию" она ничего не знала.
Юру поместили в приют. Глядя на этого милого, светловолосого, смышленого и разговорчивого мальчишку, становится жутко от мысли, что с ним могло бы произойти. Малыш до сих пор тоскует по родным, особенно по бабушке. Воспитатели вынуждены обманывать его, что, дескать, придется пожить здесь - баба Нина надолго уехала в Москву, а папа Сережа занят ремонтом дома. Юра понимающе кивает: "Бабуля денежки зарабатывает".
Работники прокуратуры рассказали об эмоциональных трудностях этого дела: "Приходилось держать чувства в кулаке, чтобы они не влияли на объективность расследования".
Приговором суда Ткачевы признаны виновными в попытке продажи ребенка "в целях изъятия органов для трансплантации". Родители отделались условным наказанием, а бабушка Нина получила 4 года и 6 месяцев. Вину свою она признала частично и, недовольная вердиктом, подала кассационную жалобу в высшую инстанцию. Так что точку в деле ставить пока, видимо, рано.
Юра до сих пор в детдоме. Каждый день он подолгу стоит у окна, ждет бабушку, маму и папу...