Топ-5 успешных экранизаций романов современных писателей

«Труд» отобрал 5 самых зрелищных экранизаций современных писателей, некоторым из которых удалось перевернуть представление западного зрителя о российском кинематографе

В последнее время российские режиссеры не так часто стремятся экранизировать романы соотечественников, а если и делают это, то задуманное не всегда получается удачным.

1. «Духless»

Во всех романах Сергея Минаева прослеживается один и тот же герой – успешный молодой человек на дорогой иномарке, у которого в жизни есть все, кроме любви. «Дyxless. Повесть о ненастоящем человеке» – дебютная книга Сергея Сергеевича, принесшая ему всенародную любовь и славу. В прошлом году Роман Прыгунов решил ее экранизовать. Сценарий довольно сильно отличался от романа. Главному герою дали имя – Максим. Работает он топ-менеджером в крупном международном банке, живет в пентхаусе и является завсегдатаем на всех клубных вечеринках. Жизнь кажется ему пустой и бессмысленной, а люди, которые его окружают, – глупыми и бесчестными. В итоге Макс теряет все, что у него есть. Критики резко негативно отозвались об экранизации. В отличие от людей, которые не читали книгу: из них большинство остались в полном восторге от фильма. Те же, кто все-таки роман прочитал, назвал фильм сырым и неинтересным, не отображающим в полной степени всего содержания романа. Кассовые сборы в России составили 14 млн. Думаю, что Сергей Сергеевич остался доволен. В отличие от преданных фанатов его творчества.

2. «Generation П»

Работа по культовой книге Виктора Пелевина началась еще в далеком 2006-м. Именно тогда Виктор Гинзбург окончательно согласовал с ним сценарий и приступил к съемкам. Несколько раз картина была на грани остановки, так как бюджеты стремительно кончались. Шли годы, многие уже и забыли о том, что должен выйти такой фильм. Однако спустя пять лет, в 2011-м, он все-таки вышел. Актерский состав впечатляет: Епифанцев, Гордон, Ефремов, Литвинова, Охлобыстин и много-много других популярных актеров и певцов исполнили в картине в основном эпизодические роли. Большинство критиков резко отнеслись к картине, заявив, что в ней нет ничего от духа Пелевина. Однако среднестатистический зритель, прочитавший книжку и заставший 90-е годы, немного поностальгировав, остался доволен. Стоит также отметить, что бюджет в 7 млн себя не покрыл – кассовые сборы составили лишь 5. Наверное, это из-за того, что одновременно с «Generation П» на экраны вышли «Тор» и «Форсаж-5», так что зрителю предстоял нелегкий выбор, и многие предпочли супергероя с молотом галюционагенным рекламным слоганам.

3. «Турецкий гамбит»

Второй роман о приключениях необыкновенного сыщика Эраста Фандорина, получивший самую успешную экранизацию. По сюжету события разворачиваются во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Статский советник Фандорин участвует в военных действиях как сербский волонтер и попадает в плен к туркам. Очередные приключения сопровождаются красочными спецэффектами и энергичными саундтреками. Список актеров не хуже, чем в «Generation П», а то и лучше. Сюжет фильма сильно отличается от сюжета книги, но сценарий писал сам Акунин, а он любитель подобных неожиданностей. Бероев совсем не похож на Фандорина: у него не только отсутствуют усы и заметная седина на висках – он не играет Фандорина как сыщика-интеллектуала. Как-то не очень убедительно ведет дело. В книге за ним подобного не водилось. Фильм-то рассчитан во многом на тех, кто читал или на худой конец смотрел фильм «Азазель». Хотя, конечно, это мелочи общего приятного впечатления о фильме не портят, но осадок какой-то оставляют. Фильм вышел в 2005 году и был признан одной из главных картин года. В кинотеатрах его посмотрели 5 млн людей.

4. «Похороните меня за плинтусом»

Автобиографическая повесть Павла Санаева, рассказывающая о его тяжелом детстве в большой московской квартире. Мальчик Саша живет у бабушки с дедушкой, так как бабушка не доверяет воспитание ребенка своей дочери. Между бабулей и внуком разгорается настоящая драма, которая получила экранизацию в 2009-м. Сюжет фильма в целом совпадает с сюжетом повести. Действия картины лишь сжаты во времени и охватывают два дня. В отличие от книги, фильм сосредоточен вокруг дня рождения Саши Савельева. Таким образом, за пределами картины остались многие яркие эпизоды книги. Актерский состав далеко не такой, как в «Дозорах», «Гамбите» или даже в «Духless». И в кинотеатрах его посмотрели лишь 170 тысяч человек. Но, несмотря на это, картина является примером того, как при малом бюджете можно снять полноценное, качественное, достойное кино.

5. «Дневной…» и «Ночной дозоры»

Бесспорно, самые успешные экранизации в истории новейшего российского кино получили книги Сергея Лукьяненко о войне светлых и темных. Фантастический боевик о приключениях Антона Городецкого взорвал российский кинематограф в 2004-м, а спустя полтора года вышло и продолжение, поразившее своим размахом еще больше. Оба фильма тут же стали культовыми, ведь до этого российское кино не видало ничего подобного. Лучшим боевиком считался «Бумер», а лучшей фантастикой «Сталкер». Главные роли в обоих фильмах сыграли звезды театра, кино и эстрады. Одни встали на темную сторону силы, другие – на светлую. А спецэффектам позавидовали бы многие голивудские блокбастеры. В общей сложности оба дозора собрали в России 50 млн долларов, а сборы «Дневного дозора» ни одному российскому фильму не удалось побить даже до сих пор. Экранизации фантастических романов Сергея Лукьяненко полностью изменили представление мира о российском кино, а финансировать третий (и последний) фильм из этой серии взялась студия 20th Century Fox. Правда, выйти «Сумеречный дозор» должен был еще четыре года назад, и слухи о том, что он не выйдет вообще, все чаще появляются в интернете.