Россияне оценили изменение упаковки продуктов

Бизнес вынужден уменьшать тару, чтобы продажи товара не снижались

Уменьшение упаковки продуктов считают обманом покупателей 65% граждан, сообщает ВЦИОМ. А 74% респондентов уверены: идея уменьшить упаковку принадлежит производителям продуктов. В этом особенно убеждены молодые люди от 25 до 34 лет (80%), жители Москвы и Петербурга (80%). 38% опрошенных полагают, что изменения стартовали из-за политики магазинов и торговых сетей. Уменьшение упаковок раздражает 60% респондентов и особенно – жителей городов с населением от 500 до 900 тысяч (65%), а также селян (64%). Более равнодушна молодёжь от 18 до 24 лет (52%) и от 25 до 34 лет (44%).  

Многие респонденты – 66%, предпочли бы сделать покрупнее надписи на упаковке о весе и объёме товара. 42% опрошенных считают, что отыскать их не всегда легко, для 26% это оказалось скорее нелегко. По 29% заметили, что все надписи видны и ничего менять не требуется.

Бизнес не нарушает никаких норм, выпуская меньше полезного вещества в упаковке, сказал порталу TRUD.RU ведущий юрист ОЗПП Олег Фролов. «Это такой маркетинговый ход: население нищает, покупательная способность падает», - отметил эксперт. Продавать меньше молока по цене литра, конечно, не очень правильно с моральной точки зрения, но закон здесь на стороне предприятий. Главное – указывать на таре объём и вес продукта, говорит юрист. Бизнес сам заложник роста цен и налогов, а за последние в ответе государство. Тренд на уменьшение упаковки продолжится, поскольку предпосылок к ускорению экономики нет, констатирует Фролов. Производители имеют широкие возможности выбирать упаковку, но она должна гарантировать сохранность продукта, напомнил юрист.  

По июльским данным GfK Rus, многие производители повседневных товаров за семь лет уменьшили размер тары на 7-20%. Это стало ответом бизнеса на падение реальных доходов и покупательной способности населения. Цены на товар при этом не поменялись или снизились несущественно. Уменьшение упаковки отмечали и в годы кризиса 2008-2009 года, когда бизнес пытался избежать резкого повышения цен. Потребителю важнее перспективы трат, а не потеря 30-50 мл продукта, отмечает вице-президент Danone в России и СНГ Марина Балабанова.

Изменение размера упаковок даёт покупателю возможность выбрать более выгодный литровый объём, либо меньший, но дешевле, говорит гендиректор Союзмолока Артём Белов. По мнению представителя ассоциации «Руспродсоюз» Ирины Нагайцевой, потребители всё реже закупаются впрок, предпочитая брать еду понемногу. Здесь уменьшенная упаковка имеет свои плюсы.

Преимущества «урезанной» тары касаются и не особенно полезных товаров вроде шоколада. Покупатель и сам рад уменьшенным порциям сладостей: сказывается тренд на здоровый образ жизни, отмечают в Gfk. С этим не спорят в компании Mondelez (выпускает шоколад Alpen Gold, Toblerone и др.).  

Однако магистрально россияне недовольны новыми упаковками, люди по-старинке выбирают стандартную тару, уверяют специалисты «Nielsen Россия». Граждане учатся внимательнее относиться к содержимому кошелька: с 2012 года с 29% до 47% выросло число тех, кто обращает внимание на цену продукта в расчёте на литр или килограмм. А более половины россиян (65%) сравнивают цены на продукты различных марок прежде чем сделать окончательный выбор, констатируют в Gfk.

Под «нож» кризиса попала прежде всего тара молока, соков, масла и шоколада. Так, большинство производителей молока вместо литра наливают от 920 до 985 мл. В  PepsiCo признаются: дело и правда в кризисе – чтобы не шокировать население ценами, приходится немного менять объёмы. В Danone недолив обосновали «особенностями упаковки». В обеих фирмах уверены, что информация про объём на упаковке видна хорошо и покупателя не вводит в заблуждение.   

Синхронно снизился и литраж соков. Вместо литра можно встретить 0,97 л, а вместо двух – 1,93 л. Всё чаще сливочное масло продают весом 180 грамм вместо 150 или 200. Шоколад – по 90 грамм вместо 100. Впрочем, «Алёнка» и «Бабаевский» на прилавках всё также по 100 грамм. В начале года в Сети появились фото яиц в необычной упаковке - по 9 штук. Массовым явлением такая упаковка не стала, но рассмешила и одновременно насторожила покупателей.