Великое китайское замещение

Прежние игроки ушли со сцены, а им на смену пришли новые действующие лица. Причем выросла доля китайских производителей

Российский рынок электроники благодаря параллельному импорту вернулся на уровень декабря 2021 года. Смартфоны премиум-класса ведущих производителей остались в свободной продаже, а вот в массовом и бюджетном сегментах произошли серьезные изменения: прежние игроки ушли со сцены, а им на смену пришли новые, мало кому известные действующие лица.

Итак, в России по-прежнему представлена вся линейка продукции Apple. Нет дефицита и в смартфонах от Samsung и Xiaomi. Но что еще важнее: цены на гаджеты после резкого взлета вернулись на уровень начала года. Это что касается премиальной части рынка (его доля составляет 70-75%). А вот в массовом и бюджетном сегментах произошли серьезные изменения. В последние недели сюда стали активно выходить китайские производители второго эшелона, работающие под брендами, которые до сих пор были известны разве что специалистам: Poco, Tecno, Infinix и другие. Бренды же, ранее активно работавшие в этой нише (Oppo, Vivo, Honor, ZTE, Huawei), резко сократили свое присутствие.

Впрочем, представители крупных ретейлеров говорят, что мы наблюдаем финал давно идущего процесса по замещению одних китайских производителей другими. А так называемый параллельный импорт его ускорил. По словам аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, насыщение рынка продолжается. «Отложенный спрос, успевший сформироваться, когда стоимость гаджетов взлетела до небес, удовлетворен еще не полностью, восстановление ассортимента профильных ретейлеров произойдет ближе к Новому году, в период больших распродаж».

Правда, у параллельного импорта есть свои издержки. Поставщики завозят в Россию устройства с наилучшими показателями оборачиваемости, то есть самые ходовые модели в самых популярных цветах, и в случае серьезного увеличения спроса на внутреннем рынке мы можем опять столкнуться с дефицитом и ростом цен.

Еще одна особенность — это увеличение доли китайских производителей. Так, если в начале года китайские гаджеты занимали меньше половины рынка, то сейчас — почти две трети. Впрочем, китайское происхождение имеет даже техника американских брендов.

Не стоит переживать и по поводу появления на российском рынке малоизвестных производителей. Как объясняют эксперты, крупные китайские производители опасаются санкций со стороны США, и в этих условиях им удобнее работать в России через компании второго эшелона. Тем не менее эти производители выпускают вполне качественные продукты. Ведь в технологическом плане они мало чем уступают гигантам, а многие в той или иной степени аффилированы с теми же Xiaomi или Huawei.