ШАВАРШ-СПАСИТЕЛЬ

30 лет назад в сентябре 1976 года, в Ереване произошла катастрофа: с высоченной дамбы водохранилища в воду рухнул троллейбус, в котором находились 92 человека. По официальной версии троллейбус упал в воду из-за того, что с водителем случился сердечный приступ. Есть и другое объяснение: якобы один из пассажиров, ранее судимый, потребовал у водителя, тоже недавно вернувшегося из мест не столь отдаленных, затормозить там, где ему было удобно. На что получил резонный отказ: "Троллейбус не такси!".

В ответ пассажир то ли нагрубил шоферу, то ли даже ударил его по голове. Тот в долгу не остался, отвлекся и не справился с управлением. Почти сотня пассажиров оказалась запертой в железной ловушке, стремительно уходящей на дно водохранилища...
На этом же озере в тот день тренировались два брата - спортсмены-подводники Камо и Шаварш Карапетяны. Шаварш к тому времени уже был 11-кратным чемпионом мира, 13-кратным чемпионом Европы по подводному плаванию. Он только что пробежал 20 километров, как вдруг услышал грохот и увидел тонущий троллейбус. Шаварш бросился в воду. О том, что было дальше, он вспоминает так: "Нырять надо было быстро, как на тренировке: пять вдохов-выдохов - и вниз. На каждого человека - 30 - 35 секунд. В какой-то момент сам под водой потерял сознание и автоматически вытащил кресло. Очнулся - в голове промелькнуло: а мог бы спасти человека! И снова в воду. Вытащил из машины 20 человек -живых! На берегу стоял мой отец - Владимир Самсонович, который за это время чуть не поседел. Отец работал директором автобазы, водители передали ему, что с моста упал троллейбус, он знал, что я там тренируюсь, и побежал к дамбе".
В 1976 году об этой трагедии не написала ни одна газета, а все снимки, сделанные в тот день на Ереванском водохранилище, хранились в прокуратуре и были опубликованы только после получения разрешения от цензуры через два года. Сам он рассказал о том, что сделал тогда, на Ереванском водохранилище, лишь спустя пять лет. Его наградили медалью "За спасение утопающих на воде", а он шутил: "Я спас не на воде, а под водой. Это разные вещи".
За свой подвиг многократный чемпион мира расплатился спортивной карьерой. Спасая людей, он простудился в холодной воде и получил множество ранений, у него началось заражение крови. 45 дней он лежал без сознания. Выходила мать: Асмик Карапетовна ни на минуту не отходила от постели сына. После болезни начались проблемы с легкими, и нырять он больше не смог.
Мы встретились с Шаваршем Владимировичем недалеко от станции метро "Коньково", где после переезда из Еревана в Москву живет семья Карапетянов. Сегодня мой собеседник - удачливый бизнесмен, обувщики Москвы считают его одним из лучших в своем деле.
- Моя жизнь сложилась прекрасно, есть достаток, замечательная жена, две дочки-умницы, окончили институты, сын, ему 9 лет, - радуется Шаварш. - Мы, Карапетяны, жизнелюбы. Мой дед прошел три войны, ни одного человека не убил. Ему пленного приводят, а он отпускает. Люди гордились тем, сколько человек убили, а он тем, что никого не отправил на тот свет. Говорил мне: "В каждом человеке примерно половина хорошего и половина плохого. Если хорошего хоть на один процент больше, бери этот процент и радуйся, какой чудесный человек перед тобой!"
И другой совет он помнит всю жизнь. Мать просила его: "Никогда не обманывай девушку, она влюбится в тебя, а ты на ней не женишься и сломаешь ей судьбу". Девушка, которая полюбила Шаварша, стала его женой. Со своей Нелли он живет душа в душу. Кстати, она узнала о том, что ее муж совершил подвиг, только через два года после свадьбы - случайно прочитала в газете.
Нелли - филолог по образованию, сейчас домохозяйка. Дочки Люсинэ и Заруи свою жизнь со спортом связывать не захотели, одна работает в Центробанке, другая - журналист, а вот сына Тиграна Карапетян отдал в секцию плавания. Правда, на первые соревнования сына не ходил, потому что на воду не мог смотреть, слишком печальные воспоминания она вызывала. Вода ведь сыграла роковую роль не только в жизни самого Шаварша, из-за нее погиб двухлетний племянник. Малыш утонул в бассейне, когда его отец, брат Шаварша Анатолий, на минуту выпустил ребенка из вида. Да и сам Шаварш однажды на соревнованиях чуть не утонул. Кто-то откачал воздух из баллона...
В жизни есть место подвигу. И мистике.
- В Армении о вас помнят? - спрашиваю я.
- Меня весь Ереван знает! Все префекты мои друзья, и мэр города - хороший знакомый. Не могу даже незаметно прилететь в гости к отцу - уже в аэропорту накрывают столы. Но о катастрофе почему-то больше помнят в России, чем в Армении. Здесь проводят соревнования моего имени, обязательно приглашают меня. Я как почетный президент Ассоциации подводного плавания вручаю подарки победителям. Часто бываю в регионах, работаю по линии Союза армян в России. С теми, кого я спас, мы в Армении иногда встречаемся. Но мне, знаете, как-то неудобно смотреть им в глаза, многие живут очень скромно, думают только о том, как заработать на кусок хлеба.
Во многих публикациях, которые посвящены Карапетяну, авторы рассуждают о значении случая и мистических совпадений в жизни человека. Действительно, в той катастрофической ситуации помочь тонущим людям мог только один человек во всей Армении. И он оказался рядом. Даже Камо Карапетян - тоже неплохой подводник, понимая, что не сможет нырять так, как это делает брат, в первые минуты оставался на берегу.
- Я много раз думал: а что, если бы я не бросился спасать людей?.. Нет, лучше бы я погиб, чем не полез тогда в воду! Не было у меня другого выхода.
Недавно Карапетяна приглашали в школу к сыну рассказать о той катастрофе. Второклашки выслушали его, задавали много вопросов, а когда он спросил их, могли бы они вытащить из воды человека, ответили чуть не хором: "Нет, не могли бы, мы же плавать не умеем!"
В канун памятного дня и после публикаций в прессе Шаварш Владимирович обычно получает много писем. Он все их собирает и хранит. Среди прочих есть добрые слова от Фаины Раневской. В 1982 году она прочитала статью о нем и подписала Карапетяну открытку. На большинстве конвертах вместо почтового адреса указано: "Армения, Шаваршу Карапетяну" или "Москва, Карапетяну". И доходят! Людская память надежнее адресного стола.
"Шаварш Владимирович, что вы будете делать 16 сентября?" - поинтересовалась я напоследок. "У меня есть близкий друг Самвел. В этом году 16 сентября мы отмечаем 45-летие дружбы. Так что в этот день я вспоминаю другое. Я вам честно скажу, я хотел бы забыть 1976 год... Страшно вытаскивать из воды трупы".