Из отпуска не вернулись

Итоги сезона: российская туриндустрия в нокдауне

Пузырь российского выездного туризма лопнул вдребезги. Разлетаясь, дребезги ударили по сотне тысяч россиян.

- Что удивительно: для экспертов череда банкротств туроператоров не стала сюрпризом. Наоборот, к такой развязке все шло. «Уже с 2010-го практически каждый участник рынка ведет достаточно агрессивную политику по перехвату турпотоков у конкурентов, — говорит исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. — Главный инструмент в этой конкурентной борьбе — цена, других просто не было».

Но это был и период бешеного роста рынка. Если в 2009 году объем платных туристических услуг в России составил 78 млрд рублей, то в 2013-м — 147 млрд, и до 80-85% прибавки давала заграница. Число туроператоров, занимавшихся выездным туризмом, выросло до 1713, турагентства исчислялись десятками тысяч. Причем у большинства практически не было материальной базы — бизнес держался на честном слове: на личных связях и доверии зарубежных партнеров, на кредитах и половинной предоплате за самолет и автобус, гостиницу и экскурсии.

А еще позарез требовалась удача: бешеная конкуренция вынуждала турфирмы загодя бронировать сотни еще не купленных мест в аэробусах и целые этажи в отелях. А ведь турист мог отказаться от поездки из-за угрозы дождей или цунами, снижения зарплаты или скачка валютного курса, каприза жены или болезни любимой внучки...

Именно эти причины, собравшись вместе, и подкосили рынок, когда реальные доходы основной массы туристов перестали расти, и продажи резко упали. А роль детонатора сыграли еще вчера казавшиеся самыми надежными клиенты. Силовикам были озвучены рекомендации отдать предпочтение невыездному туризму, после чего сразу пошли многочисленные аннуляции уже забронированных туров. По оценке экспертов, только в этом сегменте рынок недосчитался порядка 1,5 млн клиентов. А жертвами оказались те, кто продолжал верить в устойчивость индустрии зарубежного отдыха.

Потом министр культуры Владимир Мединский, в ведении которого в том числе находится контроль за турбизнесом, скажет, что во всем виноваты «жадные туроператоры и жадные туристы». И пояснит: «Экономя каждую копейку, наш турист никогда не потратит лишний процент на страховку собственной путевки».

Но здесь можно спросить чиновника: что изменилось бы, если бы потратил? Во всех нормативных документах, регулирующих российский туризм, в случае любого форс-мажора, включая несостоятельность продавшего путевку туроператора, клиент может рассчитывать лишь на экстренный возврат на родину через «Турпомощь». И лишь потом — на выплату хотя бы части страховой компенсации. Причем без всякого учета понесенного морального ущерба, за возмещением которого придется обращаться в суд.

А ведь по закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» каждая турфирма, торгующая путевками и отправляющая клиентов за три моря, обязана иметь финансовое обеспечение — договор со страховой компанией или банковскую гарантию. Разве это не есть та самая страховка на всякий пожарный случай?

Но вот что сегодня советует россиянам, собравшимся отдохнуть за границей, врио руководителя Ростуризма Олег Сафонов: «Позвоните в авиакомпанию и выясните, оплачены ли ваши авиабилеты в обе стороны? Позвоните в зарубежный отель и поинтересуйтесь, перечислены ли деньги за ваш номер на счет отеля? Если после такой самостоятельной проверки не возникает вопросов, можно ехать в отпуск».

Но спрашивается: зачем в таком случае я плачу деньги туроператору?

Другой ответственный чиновник Ростуризма рекомендует заодно поинтересоваться, в какой страховой компании застрахован выбранный вами туроператор: «Зайдите в реестр Федерального агентства по туризму, где указана финансовая гарантия каждой российской турфирмы...»

Я зашел на сайт и проверил фирму, стоящую в первой строчке реестра — это была лопнувшая в нынешнем июле «Нева», застрахованная в ЗАО СК «Согласие» на сумму 454,2 млн рублей, к которой у Ростуризма не было никаких претензий. Все это не помешало «Неве» испоганить отпуск 23 тысячам человек (7 тысяч остались на улице за границей, еще 16 тысяч не смогли уехать по приобретенным путевкам). На которую позже Следственный комитет завел уголовное дело, а Ассоциация туроператоров России заявила о невиновности фирмы, поскольку она «не имела задолженностей по заработной плате перед персоналом...»

Параллельно выяснилось, что компания «Восхождение», застраховавшая ответственность «Невы» на 454,2 млн рублей, предоставила гарантии еще 39 российским туроператорам на сумму около 955 млн рублей. В результате страховщик отказался от исполнения обязательств перед «Невой», а остальные 39 турфирм в экстренном порядке подыскивают себе других гарантов.

Спрашивается: почему это жульничество спокойно прошло мимо государственного Ростуризма? Я понял это, заглянув в положение об агентстве, где сказано: «Федеральное агентство по туризму не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по контролю и надзору...»

Что б я так жил! Быть госчиновником, ни за что не отвечая по причине отсутствия прав, — это же мечта любого бюрократа!

Правда, в сфере туризма есть еще и общественная организация — Ассоциация туроператоров России (АТОР). В уставе которой записано, что ее целью является «содействие реализации и защите прав и законных интересов юридических лиц, граждан Российской Федерации в области туризма, санаторно-курортной сферы и иных отраслях жизнедеятельности, связанных с туризмом».

Но чуть выше в том же документе сказано: «Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов». А поскольку всякие зарубежные неприятности случаются с россиянами по вине вполне конкретных турфирм, то с общественной организации взятки гладки.

К счастью, пару лет назад решением правительства России при АТОР был создан фонд «Турпомощь», призванный в пожарных случаях в 24-часовой срок решать проблемы возврата на родину российских туристов, оказавшихся жертвами российских туроператоров-банкротов. В прошлом году ее услуги не понадобились, зато в нынешнем «Турпомощь» оказалась очень кстати: вчера, например, арендованные ею самолеты везли россиян с греческих островов Корфу, Крит и Закинтоса и испанского Бургоса в Санкт-Петербург.

Застрявших в отелях и аэропортах людей выручили в трудную минуту, и это прекрасно. Однако нормальная страховка турбизнеса, которая предусмотрена российским законодательством, должна обеспечивать совсем иное: выполнение всех обязательств лопнувшей фирмы перед своими клиентами, включая полноценный отдых во все оплаченные дни и спокойное возвращение домой.

А разбираться, кто кому должен, кто за что должен заплатить и т. д., обязаны уже другие органы — и желательно без участия уже вернувшегося туриста. Именно это должны обеспечить как саморегулируемые туристические объединения, так и государственный контролирующий орган — Ростуризм.

Иначе зачем нам это агентство, объединение и сами турфирмы? Уверен, что такие вопросы сегодня задают миллионы. И в итоге решают, что при планировании поездок лучше обходиться без посредников. Конечно, придется самому бронировать авиабилеты и гостиницу, а в большинство стран еще и оформлять визу. Ну тут каждый выбирает, что ему — шашечки или ехать.

Голос

Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России

— По нашим прогнозам, в течение месяца завершится окончательная «зачистка» рынка от недобросовестных туроператоров. Желающим отдохнуть за границей можно со спокойным сердцем планировать новогодние и рождественские поездки.

Хотя не зря говорят: кто однажды обжегся на молоке, тот дует даже на воду. Поэтому для всех потенциальных путешественников могу дать простой совет: чтобы обезопасить себя от возможных неприятностей, старайтесь заказывать туры через крупных туроператоров. Конечно, компания «Лабиринт», которая обанкротилась минувшим летом, была более или менее крупной, но эта история вообще выпадает из общего тренда. Дело в том, что там были довольно непрозрачные отношения с авиаперевозчиком и авиаброкером. А все остальные компании, заявившие о приостановлении деятельности, — по сути, мелочь.