Главная Культура 00:09 12 Ноября 2013 3642
Музейные ценности: Люди как люди, но их испортил земельный вопрос...

«Усадьба Лопухиных»: страсти по каретному сараю

Александр Корнилов

Многочисленные посетители выставки русских художников-космистов, что открылась на днях в Музее имени Н.К. Рериха, спотыкаются взглядом о строительную площадку во дворе, где с утра до позднего вечера кипит работа. Здесь по заданию правительства Москвы воссоздается часть флигеля и каретный сарай — неотъемлемая часть исторического памятника «Усадьба Лопухиных». Однако невидимыми постороннему глазу остаются страсти, сопровождающие стройку.

В конце 1980-х сын Н.К. Рериха Святослав, гражданин Индии, решил передать на историческую родину наследие родителей — архив, картины, научные материалы и многое другое. Договоренность об этом была достигнута лично с президентом СССР Михаилом Горбачевым. То соглашение содержало два условия: наследие должно лечь в основу общественного Центра-музея имени Н.К. Рериха (был учрежден постановлением Совмина СССР в ноябре 1989 года), а для его размещения государство выделит достойное помещение. Долго искали подходящее здание. К приезду Святослава столичные власти подготовили несколько предложений. И даритель остановил выбор на памятнике истории и культуры XVII-XIX веков «Усадьба Лопухиных» в Малом Знаменском переулке. Святослав ощутил особую энергетику этого места. В ноябре 1989-го Мосгорисполком принял решение о предоставлении усадьбы, а через год ящики с экспонатами будущего музея прибыли из Индии. Увы, распаковать их сразу не удалось: усадьба находилась в полуразрушенном состоянии и требовала восстановления.

Другим важным документом в этой истории стало постановление правительства Москвы № 812 от 03.10.1995. В соответствии с документом комплекс строений «Усадьбы Лопухиных» с прилегающим земельным участком в исторических (подчеркнем данное обстоятельство) границах передан учрежденной для создания музея общественной организации- Международному Центру Рерихов (МЦР) — в долгосрочную аренду на 49 лет. Однако год спустя появляется распоряжение префекта ЦАО г. Москвы, в котором устанавливается право МЦР на пользование земельным участком площадью около 0,77 га, что заметно меньше исторических границ. Последующими геодезическими и археологическими изысканиями установлено, что историческая площадь усадьбы, где размещался каретный сарай, составляет не менее 0,81 га, и в 2002 году этот факт зафиксирован в подписанном дополнительном соглашении к договору аренды. В ходе восстановительных и изыскательских работ была уточнена передаваемая историческая площадь памятника — 0,82 га, что отражено в новом распоряжении префекта ЦАО в 2004 году. По этому поводу был подготовлен проект еще одного допсоглашения. Но подписать документ не успели, поскольку именно в тот период готовилось новое постановление столичного правительства «О дальнейшем использовании строений памятника истории и культуры «Усадьба Лопухиных» с учетом уточненных площадей строений после их реставрации». Увы, власть в Москве сменилась, и постановление так и не увидело свет.

Между тем второе обязательство властей оставалось до конца не выполненным — усадьба так и не была отреставрирована. Напомним, шли 90-е, государство трещало по швам, бюджеты переписывались на ходу, менялась идеология... И тогда МЦР пустил, что называется, шапку по кругу. Начали поступать пожертвования, потом появились спонсоры и меценаты. Собранных средств, в которых нет ни одного бюджетного рубля, хватило, чтобы отреставрировать главный дом усадьбы, включая интерьеры, флигель, историческую ограду и воссоздать «Красное крыльцо» — архитектурный элемент усадьбы, относящийся к ХVII веку. Все объекты приняты комиссией Москвы с оценкой «отлично».

Но тут на сцену выходит «великий сосед» — Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, которому государство в 2001 году передало в управление соседний памятник истории и культуры — усадьбу Вяземских, и тоже в исторических границах. Заметим, что пока МЦР реставрировал два здания, тратил огромные деньги на перенос коммуникаций, никаких споров по границе между муниципальной территорией усадьбы Лопухиных и федеральной — Вяземских не возникало. Они начались в 2008 году, как только МЦР приступил к воссозданию каретного сарая и оставшейся части флигеля. Так, по утверждению представителей ГМИИ, восстановление части флигеля и каретника ведется на территории, якобы принадлежащей музею им. А.С. Пушкина.

Руководству Пушкинского музея, похоже, не понравилось, что по соседству вырастет стена возрождаемого каретника. Но откуда такая иллюзия правообладания частью исторической территории соседнего объекта? Как следует из официальной переписки МЦР со столичными ведомствами, с которой удалось ознакомиться корреспонденту «Труда», в 2007-2008 годах в ходе передачи департаментом земельных ресурсов Москвы сведений кадастрового учета в федеральный кадастр кто-то из чиновников нарисовал свою границу между усадьбами Лопухиных и Вяземских. Проведенная линия отчуждает у первой пару сотен квадратных метров. Фактически получается, что некий столоначальник по одному ему известным мотивам перевел участок земли из муниципальной собственности в федеральную, не имея на то никаких оснований — ни данных геодезических и археологических исследований, ни новых постановлений региональных либо федеральных органов. При этом прежние уточняющие постановления, распоряжения и договоры никто не отменял и не расторгал.

Призывы МЦР к нынешнему департаменту городского имущества исправить ошибку и следовать духу и букве постановления правительства Москвы 1995 года и последующих правовых документов о передаче в аренду земельного участка в исторических границах памятника вот уже несколько лет остаются без ответа. Почему сегодня сотрудники московского правительства не хотят исправлять ошибку своих коллег, остается загадкой. Мало того, в одном из недавних писем замруководителя департамента В.И. Погребенко вообще предлагает МЦР разбираться с соседями в суде. Хотя при чем здесь музей им. А.С. Пушкина? Не он же, в конце концов, тасовал муниципальную и федеральную землю. По словам первого заместителя генерального директора Музея им. Н.К. Рериха Александра Стеценко, в частных беседах от представителей департамента городского имущества Москвы слышны странные высказывания: «У нас теперь такая позиция». Но, извините, «такая позиция» противоречит действующим нормативным документам и граничит с попранием закона.

И еще. В 2012 году в Москве с подачи мэра Сергея Собянина была запущена программа по предоставлению в аренду памятников архитектуры по льготной ставке: 1 рубль за 1 кв. м в год на срок 49 лет. Цель благая — стимулирование реставрационной деятельности и сохранение культурного наследия столицы. Льгота распространяется и на те объекты, которые были приведены в порядок до запуска программы. Восстановленная усадьба Лопухиных отвечает всем критериям, и МЦР неоднократно направлял пакет документов для включения в эту программу. Дело застыло на мертвой точке. Документация таинственным образом теряется в коридорах московского правительства. Зато регулярно приходят уведомления о растущих пенях за аренду.

Но ведь слово мэра Москвы не подлежит вольному толкованию. Если распоряжение отдано, оно должно выполняться.

Культура 00:10 / 21 Июня 2024 13346
Охтинский шик

Эти мастера оставили красивый след на земле

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «Охтенка» (скульпторы Ян Нейман и Валентин Свешников, архитекторы Станислав Короленко и Владимир Морозов) возле сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции. Фото автора

«А Петербург неугомонный / Уж барабаном пробужден. / Встает купец, идет разносчик, / На биржу тянется извозчик, / С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит». Разительнее...

Наш корреспондент рассказывает об уникальных находках археологов и о варварском отношении к прошлому

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Фото: страница сообщества «Спасем Охтинский мыс!» в социальной сети «ВКонтакте»

На берегах Невы жили наши предки, но потомки об этом уже не узнают. Третий месяц тяжелая строительная техника утюжит хрупкие дерево-земляные памятники Охтинского мыса. Самосвалы вывозят верхний слой грунта и уже подбираются...

Разговор с молодой актрисой фильма «Непослушники»

Анна Чепурнова
Труд
Екатерина сама недавно была подростком, как ее героиня Даша. Изображения предоставлены компанией «Глобал Фильм Дистрибьюшн»

В прокат вышла комедия «Непослушники» — третий, заключительный фильм известной франшизы Владимира Котта, и это хороший повод отметить начало летних каникул семейным походом в кино. По сюжету в монастырь...

Кожаное боди стало самой популярной темой для обсуждения

Сергей Беднов
Труд
Фото из открытых источников

В прошлом «Воскресном вечере» Соловьева речь привычно зашла о необходимости нанесения Россией ядерного удара. На сей раз его потребовал генерал-депутат Гурулев. Жертвой назначил Нидерланды. Казалось бы, наутро...

На 93 году жизни умерла актриса Анук Эме – звезда незабываемого фильма «Мужчина и женщина»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме сыграли вечную историю любви с лирической пронзительностью и чувственной страстью. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Анук Эме — творческий псевдоним актрисы, настоящее ее имя — Николь Франсуаз Флоренс Дрейфус. Она родилась весной 1932 года в Париже в актерской семье. Когда Николь было восемь лет, город оккупировали нацисты....

В России у Сокурова не осталось возможностей для самореализации

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Andrey Chepakin, globallookpress.com

Кинорежиссер Александр Сокуров в сентябре откроет свою мастерскую в Ереванском государственном институте театра и кино. «Я буду заниматься своей профессией. Буду учить молодых людей режиссерской профессии, поскольку...

Он должен будет сохранить наследие одноименной выставки, работавшей на ВДНХ без малого год 

Владимир Путин на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ, декабрь 2023 г. Фото: http://kremlin.ru

Президент Владимир Путин поручил создать в Экспоцентре национальный центр «Россия». Он должен будет сохранить наследие одноименной выставки, работавшей на ВДНХ без малого год и прекращающей свою деятельность 8 июля....

На актрису завели дело о публичных призывах у осуществлению террористической деятельности

Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Росфинмониторинг внес актрису и телеведущую Татьяну Лазареву (внесена в реестр иностранных агентов Министерства юстиции РФ) в перечень террористов и экстремистов. Об этом сообщается на сайте ведомства. «Национальная часть… Лазарева...

20 июня знаменитому барду, журналисту и актеру Юрию Визбору могло бы исполниться 90 лет

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фотография из личного архива Юрия Визбора. Фото: © Mikhail Baranov, globallookpress.com

Из них Юрий Иосифович прожил на белом свете всего полвека. Но сколько он успел сделать за отпущенный ему короткий срок! Визбор писал стихи и повести, пьесы и сценарии, рисовал картины, снимал документальные...

Послесловие к одному культурному мероприятию

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Александр Яценко получил премию за лучшую главную мужскую роль (фильм «Праведник» Сергея Урсуляка»). Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

После трехлетнего перерыва в московском театре «Маска» прошло вручение премии «Ника», которую многие успели уже похоронить. Но она ожила, правда, в другом формате. Награды вручались сразу за 2022 и 2023 годы....

До чего же доведет Москву зависть к Дубаю?

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Башня Скуратова», с какой стороны ни посмотреть, в центре Москвы выглядит странно. Фото с сайта «Архнадзора»

Российским зодчим надоели ограничения. Хочется к небу и звездам, где там оглядываться на высотный регламент. Смотрите, сколько огромных башен в Лондоне! А в Дубае? На его непокоренные вершины не только...

Его новый обладатель, уверен худрук конкурса Grand Piano Competition, вскоре потеснит звезд мирового музыкального Олимпа

Сергей Бирюков
Труд
Дома Денису тоже останется на чем играть. Фото Евгения Евтюхова

Праздничным концертом в столичном зале имени Чайковского открылся IV международный конкурс юных пианистов Grand Piano Competition. Тем, кто считает, что классическая музыка предназначена для избранных, напомним: аудитория прошлого,...

За право экранизировать великий роман бьются Сергей Урсуляк и Сарик Андреасян

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд

Две эти новости появились в один день. Сначала стало известно, что за экранизацию романа Льва Толстого «Война и мир» взялись канал «Россия» и режиссер Сергей Урсуляк. Часом позже о своих амбициях...

Прозаик Анна Матвеева - о музах Веласкеса и Зверева, «Тотальном диктанте» и таланте чувствовать искусство

Дарья Ефремова
Труд
1,3 млн участников «Тотального диктанта-2024» писали текст, сочиненный Анной Матвеевой. Фото Глеба Клементьева из личного альбома писательницы

Среди участников идущего сейчас фестиваля «Красная площадь» — прозаик, финалистка «Большой книги» Анна Матвеева, чей сборник «Картинные девушки. Музы и художники: от Веласкеса до Анатолия...

Нынешний юбилей отметили не так шумно, как четверть века назад

Гузель Агишева
Труд

225 лет назад родился Александр Сергеевич Пушкин. Нынешнюю дату встретили, к счастью, не с таким шумом-гамом, как четверть века назад круглый юбилей. Не знаю, как вам, а мне хочется тишины, посидеть подумать, порыться...

Писать рецензии на проекты, подобные сериалу «Галка», считается дурным тоном

Сергей Беднов
Труд
«Галка» набрала очень хорошие рейтинги. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Мелодрамы на «России 1» подобны сказкам, где в любую небывальщину следует просто верить. Как правило, в центре сюжета там девушки, чей гений чистой красоты надо принимать целиком и сразу, в противном...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?