Главная Культура 00:09 12 Ноября 2013 3863
Музейные ценности: Люди как люди, но их испортил земельный вопрос...

«Усадьба Лопухиных»: страсти по каретному сараю

Александр Корнилов

Многочисленные посетители выставки русских художников-космистов, что открылась на днях в Музее имени Н.К. Рериха, спотыкаются взглядом о строительную площадку во дворе, где с утра до позднего вечера кипит работа. Здесь по заданию правительства Москвы воссоздается часть флигеля и каретный сарай — неотъемлемая часть исторического памятника «Усадьба Лопухиных». Однако невидимыми постороннему глазу остаются страсти, сопровождающие стройку.

В конце 1980-х сын Н.К. Рериха Святослав, гражданин Индии, решил передать на историческую родину наследие родителей — архив, картины, научные материалы и многое другое. Договоренность об этом была достигнута лично с президентом СССР Михаилом Горбачевым. То соглашение содержало два условия: наследие должно лечь в основу общественного Центра-музея имени Н.К. Рериха (был учрежден постановлением Совмина СССР в ноябре 1989 года), а для его размещения государство выделит достойное помещение. Долго искали подходящее здание. К приезду Святослава столичные власти подготовили несколько предложений. И даритель остановил выбор на памятнике истории и культуры XVII-XIX веков «Усадьба Лопухиных» в Малом Знаменском переулке. Святослав ощутил особую энергетику этого места. В ноябре 1989-го Мосгорисполком принял решение о предоставлении усадьбы, а через год ящики с экспонатами будущего музея прибыли из Индии. Увы, распаковать их сразу не удалось: усадьба находилась в полуразрушенном состоянии и требовала восстановления.

Другим важным документом в этой истории стало постановление правительства Москвы № 812 от 03.10.1995. В соответствии с документом комплекс строений «Усадьбы Лопухиных» с прилегающим земельным участком в исторических (подчеркнем данное обстоятельство) границах передан учрежденной для создания музея общественной организации- Международному Центру Рерихов (МЦР) — в долгосрочную аренду на 49 лет. Однако год спустя появляется распоряжение префекта ЦАО г. Москвы, в котором устанавливается право МЦР на пользование земельным участком площадью около 0,77 га, что заметно меньше исторических границ. Последующими геодезическими и археологическими изысканиями установлено, что историческая площадь усадьбы, где размещался каретный сарай, составляет не менее 0,81 га, и в 2002 году этот факт зафиксирован в подписанном дополнительном соглашении к договору аренды. В ходе восстановительных и изыскательских работ была уточнена передаваемая историческая площадь памятника — 0,82 га, что отражено в новом распоряжении префекта ЦАО в 2004 году. По этому поводу был подготовлен проект еще одного допсоглашения. Но подписать документ не успели, поскольку именно в тот период готовилось новое постановление столичного правительства «О дальнейшем использовании строений памятника истории и культуры «Усадьба Лопухиных» с учетом уточненных площадей строений после их реставрации». Увы, власть в Москве сменилась, и постановление так и не увидело свет.

Между тем второе обязательство властей оставалось до конца не выполненным — усадьба так и не была отреставрирована. Напомним, шли 90-е, государство трещало по швам, бюджеты переписывались на ходу, менялась идеология... И тогда МЦР пустил, что называется, шапку по кругу. Начали поступать пожертвования, потом появились спонсоры и меценаты. Собранных средств, в которых нет ни одного бюджетного рубля, хватило, чтобы отреставрировать главный дом усадьбы, включая интерьеры, флигель, историческую ограду и воссоздать «Красное крыльцо» — архитектурный элемент усадьбы, относящийся к ХVII веку. Все объекты приняты комиссией Москвы с оценкой «отлично».

Но тут на сцену выходит «великий сосед» — Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, которому государство в 2001 году передало в управление соседний памятник истории и культуры — усадьбу Вяземских, и тоже в исторических границах. Заметим, что пока МЦР реставрировал два здания, тратил огромные деньги на перенос коммуникаций, никаких споров по границе между муниципальной территорией усадьбы Лопухиных и федеральной — Вяземских не возникало. Они начались в 2008 году, как только МЦР приступил к воссозданию каретного сарая и оставшейся части флигеля. Так, по утверждению представителей ГМИИ, восстановление части флигеля и каретника ведется на территории, якобы принадлежащей музею им. А.С. Пушкина.

Руководству Пушкинского музея, похоже, не понравилось, что по соседству вырастет стена возрождаемого каретника. Но откуда такая иллюзия правообладания частью исторической территории соседнего объекта? Как следует из официальной переписки МЦР со столичными ведомствами, с которой удалось ознакомиться корреспонденту «Труда», в 2007-2008 годах в ходе передачи департаментом земельных ресурсов Москвы сведений кадастрового учета в федеральный кадастр кто-то из чиновников нарисовал свою границу между усадьбами Лопухиных и Вяземских. Проведенная линия отчуждает у первой пару сотен квадратных метров. Фактически получается, что некий столоначальник по одному ему известным мотивам перевел участок земли из муниципальной собственности в федеральную, не имея на то никаких оснований — ни данных геодезических и археологических исследований, ни новых постановлений региональных либо федеральных органов. При этом прежние уточняющие постановления, распоряжения и договоры никто не отменял и не расторгал.

Призывы МЦР к нынешнему департаменту городского имущества исправить ошибку и следовать духу и букве постановления правительства Москвы 1995 года и последующих правовых документов о передаче в аренду земельного участка в исторических границах памятника вот уже несколько лет остаются без ответа. Почему сегодня сотрудники московского правительства не хотят исправлять ошибку своих коллег, остается загадкой. Мало того, в одном из недавних писем замруководителя департамента В.И. Погребенко вообще предлагает МЦР разбираться с соседями в суде. Хотя при чем здесь музей им. А.С. Пушкина? Не он же, в конце концов, тасовал муниципальную и федеральную землю. По словам первого заместителя генерального директора Музея им. Н.К. Рериха Александра Стеценко, в частных беседах от представителей департамента городского имущества Москвы слышны странные высказывания: «У нас теперь такая позиция». Но, извините, «такая позиция» противоречит действующим нормативным документам и граничит с попранием закона.

И еще. В 2012 году в Москве с подачи мэра Сергея Собянина была запущена программа по предоставлению в аренду памятников архитектуры по льготной ставке: 1 рубль за 1 кв. м в год на срок 49 лет. Цель благая — стимулирование реставрационной деятельности и сохранение культурного наследия столицы. Льгота распространяется и на те объекты, которые были приведены в порядок до запуска программы. Восстановленная усадьба Лопухиных отвечает всем критериям, и МЦР неоднократно направлял пакет документов для включения в эту программу. Дело застыло на мертвой точке. Документация таинственным образом теряется в коридорах московского правительства. Зато регулярно приходят уведомления о растущих пенях за аренду.

Но ведь слово мэра Москвы не подлежит вольному толкованию. Если распоряжение отдано, оно должно выполняться.

Вышедший на экраны фильм «Август» имеет мало общего со знаменитой книгой Владимира Богомолова. И это пошло не на пользу киноленте

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Сергей Безруков для своей роли староват. Но он старался изо всех сил. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Знаменитый роман Владимира Богомолова впервые был напечатан в 1974 году и с тех пор выдержал более сотни изданий. Это поистине культовая книга для нескольких поколений читателей. Помню, мы глотали ее за ночь, не в силах...

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 14248
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

Культура 00:05 / 03 Октября 2025 9692
Что убило Есенина

Ответ на этот вопрос в беседе с обозревателем «Труда» ищет поэт и публицист Юрий Кублановский

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Попытки разгадать тайну гибели Есенина до сих пор в значительной степени носят идейный характер. Фото: Виктор Грицук, globallookpress.com

3 октября наша страна и читающее человечество отметят 130 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина. Его стихи читают и перечитывают поколения россиян, они переведены на 150 языков, на них...

На экраны выходит самый громкий фестивальный хит последних лет

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между главными героями, которых замечательно сыграли Максим Стоянов и Алина Ходжеванова, завязываются романтические, но целомудренные отношения

Фильм «Филателия» Натальи Назаровой долго ждал выхода на экраны. И это несмотря на громкую фестивальную судьбу. Еще в черновом варианте лента победила в Выборге на «Окне в Европу», затем...

Друзья и коллеги классика работают над завершением его последнего фильма

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Марлен Хуциев (слева) на съемках фильма «Невечерняя». В кадре – Чехов, Горький, Толстой. Фото: kinopoisk.ru

Исполнилось 100 лет со дня рождения великого кинорежиссера, народного артиста СССР Марлена Хуциева. На этой волне возник всплеск интереса к его незавершенной картине «Невечерняя», посвященной встречам, беседам, спорам...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

Разговор с писателем Драгунским о «Денискиных рассказах» и прозе жизни

Марина Суранова, редактор отдела «Культура»
Труд
На этом фото герой «Денискиных рассказов» с папой-писателем, 1961 год. Фото Самария Гурария

С этим человеком многие из нас знакомились еще в глубоком детстве: однажды — и на всю жизнь. Стоило взять в руки «Денискины рассказы» Виктора Драгунского, как герои этой книжки тут же...

В Москве созрели первые плоды странного закона о наследии

Елена Широян, искусствовед
Труд
Под ударами приземленного прагматизма может пасть цитадель науки - Тимирязевская академия. Фото из открытых источников

«Труд» не раз писал о возможных последствиях для Москвы внесенной в 2024 году в действующий городской закон «Об объектах культурного наследия» статьи 17. Итак, встречайте первую ласточку: объявлено...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 4975
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Разговор с художником Алексеем Васильевым

Евгения Заболотских
Труд
Фото из личного архива художника

45-летнего художника из Калуги Алексея Васильева сегодня сравнивают с мировыми звездами поп-арта Уорхолом и Баскией. Автор обращается к повседневности, но его работы заставляют о многом задуматься. Шесть картин...

Вопрос реконструкции дома на Садовой, 61 вызывает нехорошие подозрения

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Тот самый многострадальный дом на Садовой 61, где поэт жил в 1836–1837 годах. Фото из открытых источников

Очередная годовщина рождения великого русского поэта Михаила Лермонтова ознаменована все теми же обещаниями чиновников — на этот раз «сохранить музей поэта». Буквально так вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?