Башмет и метеорит

Чем Южный Урал примагнитил знаменитого музыканта

Не думал, что, принимая приглашение на Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета на Южном Урале, я открою для себя не только не знакомых прежде артистов, залы, публику, но громадный пласт культуры и цивилизации, на котором музыка — как радующий глаз цветок на могучем дереве-великане.

Наивно, скажете вы, удивляться после всего слышанного об Урале как месте силы, после легенд об отцах-основателях здешнего предпринимательства — энтузиастах, благотворителях и авантюристах (а то и прямых разбойниках); после сказов Бажова, театра Коляды, кино Балабанова, рок-н-ролла Башлачева, Бутусова и Кормильцева...

Да, но по миру больше гремит слава уральской столицы — Екатеринбурга, чей оперный театр, симфонический оркестр и другие артистические силы знают давно и далеко за границами нашей страны. О соседнем Челябинске известно меньше — хотя и его опера, его Театр танца Ольги Поны неоднократно доезжали до «Золотой маски». Да и фестиваль Башмета здесь проходит уже в четвертый раз.

Но совсем немногие за пределами области знают, например, о Челябинском симфоническом оркестре: коллектив всего три года как преобразован из Камерного оркестра. Однако такую выработанность группового звука, такую чистоту интонации, какую продемонстрировали музыканты в труднейшей (потому что прозрачна насквозь и играна тысячи раз великими оркестрами) 40-й симфонии Моцарта, в столицах еще поискать надо. Браво оркестрантам и их художественному руководителю, челябинскому дирижеру петербургско-екатеринбургской выучки Адику Абдурахманову. И, конечно, Юрию Башмету, стоявшему в тот и все остальные вечера фестиваля за пультом.

Жаль, что симфонический коллектив был задействован только в одном из номеров концерта открытия, который прошел в главном челябинском филармоническом зале, носящем имя Прокофьева. С другой стороны, разве не удача для местной публики — заполучить на целых пять дней праздника камерный оркестр Башмета «Солисты Москвы» — между прочим, лауреат премии «Грэмми», да с каким отборным репертуаром: квартет Шуберта «Смерть и девушка» в переложении Малера, струнные серенады Чайковского и Дворжака, юношеская, еще говорящая о влиянии Шостаковича и того же Малера, но очаровательная своей свежестью Камерная симфония Свиридова...

А был и совсем новый музыкально-поэтический проект Башмета — «Черный человек» Есенина в исполнении Андрея Мерзликина под монтаж произведений Стравинского, Бартока, Чайковского и Шнитке. Маленькое открытие преподнес дуэт флейтистки Марии Чепуриной и гобоиста Алексея Уткина — исполнением не известного мне прежде Двойного концерта Сальери, а особенно бисом — фрагментом знаменитой Концертной симфонии Моцарта, в оригинале написанной для скрипки и альта. Удивительное преображение музыки, спорящей в популярности с той же 40-й симфонией! Вот бы послушать «Кончертанту» полностью в таком эксклюзивном варианте (он существует!) авторства Марии и Алексея... И откровенно завидую челябинцам — мне, вынужденному по делам уехать на день раньше, не досталось пения международной оперной звезды Ольги Кульчинской, которая и в Москву-то заезжает нечасто, а тут она расщедрилась на целый сет шубертовских песен.

Но грех роптать: благодаря программе фестиваля его гостям удалось съездить, например, в горно-шахтерский город Сатку, где традиции уральского предпринимательства и меценатства видны, что называется, невооруженным глазом — от расчерченных по линейке улиц советского центра с роскошным Дворцом культуры, чей зал вместе с акустикой, по-моему, скопированы с Большого зала Московской консерватории, до скульптуры Родена «Мыслитель» на Солнечной улице, которая, настаивают саткинцы, как раз не копия, а «оригинал второй отливки», поскольку специально для их города изготовлена по авторским формам во Франции.

В Сатке, как и во всей Челябинской области, любят стрит-арт в самых разных его проявлениях

Челябинцы, показалось мне, вообще любят, чтобы искусство выходило за пределы традиционных академических стен и поселялось, например, в современном центре творчества «Арт-Сатка», куда открыт вход и малым и старым. Или буквально взлетало на стены: я нигде не видел такого количества муралей — то с леонардовой «Джокондой», то с «Поцелуем» Климта, как в Южноуральске, а где-то, как здесь в Сатке, с трогательным портретом бабушки Маши, которую знает полгорода, так как она много десятилетий простояла на местном заводе у пресса. Это — результат совместных действий районной власти и успешного предприятия «Магнезит», чье руководство понимает, как важно сделать не очень легкую жизнь людей в промышленном моногороде красивой и привлекательной.

Портрет бабушки Марии и внучки Арины нарисовал участник ежегодного международного фестиваля «Моя Сатка» немецкий художник Хендрик Байкирх

Увы, так не везде — сложнее живется культуре, например, в другом фестивальном городе, Троицке. Хотя именно он когда-то был духовным и деловым центром здешнего края, а городом стал на сорок лет раньше самого Челябинска, в 1743 году. Его важной стратегической роли на границе с кипчакскими землями соответствовало обилие храмов (8 церквей, 4 мечети, синагога), учебных заведений (несколько училищ, мужская и женская гимназии, медресе «Расулия»), множество богатых купеческих особняков, из которых особенно роскошны те, что принадлежали семейству Яушевых, знаменитому на всю Россию. И по сей день в Троицке пять памятников архитектуры федерального значения, включая Святотроицкий собор на берегу реки Уй и пассаж Яушевых. А процент интеллигенции, особенно с медицинским профилем благодаря Ветеринарной академии (в актовом зале которой и прошел фестивальный концерт), едва ли не выше, чем в большинстве городов России. Как вам, например, выставка, посвященная...

ревнеримским хирургическим инструментам? Подобную коллекцию, наверное, и в столице нелегко сыскать, а тут ее собрал один из местных энтузиастов. Другой, прежде педагог-биолог гимназии Дмитрий Белоусов, стал историком родного города и познакомил нас с третьим, выкупившим руинированное купеческое здание, где, между прочим, когда-то находился штаб сперва белого, а потом красного движения, а теперь, возможно, будет частный музей...

Но выйдите за порог этого потенциального музея... Не увидите и следов саткинской благоустроенности: некогда парадная улица, по которой в 1891 году въезжал в Троицк будущий император, тогда цесаревич Николай Александрович, словно специально в пику неудачливому царю держится в черном теле, без асфальта, залитая труднопроходимыми лужами... Но дело, думаю, не в злом умысле, а просто в том, что троицкая экономика, в отличие от саткинской, не выдержала натиска нового русского капитализма.

Город Троицк прекрасен архитектурными памятниками, которые пока еще ждут своих меценатов

Не будем заканчивать на минорной ноте. В том же Троицке тронула случайно подсмотренная сценка: глава городской администрации Александр Виноградов, пафосно открыв концерт Башмета, пересел в зал прямо перед нами, включил на своем телефоне трансляцию и стал с гордостью показывать происходящее своей маме.

И такое «семейное» отношение к культуре в области не исключение, а может быть, даже правило. Так, все фестивальные мероприятия в Челябинске посещала супруга губернатора Алексея Текслера Ирина. Скажете — первой леди региона, тем более с такой модельной внешностью, и надо демонстрировать вовлеченность в общественную жизнь. В том и дело, что мне показалось — это не демонстрация, а искренний интерес. Челябинцы рассказали, что с таким же энтузиазмом ходит Ирина и на театральные премьеры, на фестивали современного искусства, а многим из них оказывает реальную поддержку. Что ж, я — за союз власти и культуры, если благодаря ему, например, заключается договор о сотрудничестве между местной Детской филармонией и Фондом Юрия Башмета, подписанный под конец праздника. Это значит, что не просто челябинская публика будет чаще слушать и видеть столичных гостей, но талантливым челябинским детям откроется широкая дорога в большую музыку, вплоть до участия во Всероссийском юношеском оркестре, который уже десятый год успешно ведет и развивает Юрий Абрамович.

Первая леди Челябинской области Ирина Текслер — энтузиастка фестиваля Юрия Башмета

Нет, не зря в здешние напитанные творческой энергией края даже метеориты притягиваются. Кстати, знаменитому небесному гостю 2013 года, бабахнувшему с силой в полмегатонны, но, к счастью, упавшему в озеро, а не на людей, обустроили самый почетный зал Государственного исторического музея Южного Урала, где теперь его может видеть каждый. Музей отменный, один из лучших в стране и по зданию, и по коллекции. Отчего бы и челябинским музыкантам, а также их московскому другу Юрию Башмету не обратить на него внимание? Допустим, исполнить в «метеоритном» зале симфоническую поэму «Прометей» — первую в мире светомузыкальную партитуру великого русского композитора-космиста Александра Скрябина, которому нынешней зимой исполняется 150 лет?