Главная Культура 00:24 12 Ноября 2021 6758
«И тогда мы посмотрим друг на друга и сразу поймем, кто мы такие…»

Римас Туминас - о времени, о театре и деревьях

Виктория Пешкова
Римас Туминас, вслед за Роденом, убежден: искусство начинается там, где есть внутренняя точность. Фото предоставлены Театром имени Вахтангова

Принимая руководство Вахтанговским, он не предполагал, что этот театр станет его судьбой. Выпуская к 90-летию театра «Пристань», сомневался, что будет отмечать его столетие. Но вот оно — случилось! Римас Туминас — человек, проходящий сквозь время. И диалог с ним растягивается на годы, потому что он предпочитает больше говорить о времени, чем о себе.

Римас Туминас — созидатель даже не по призванию, а по генокоду. «Когда я был маленьким, — его голос заметно теплеет, — наша семья часто переезжала с места на место. И куда бы мы ни приехали, отец первым делом высаживал возле дома сад. Яблони. Он знал, что мы проживем тут года два-три, ну, может быть, чуть больше, а молодым деревцам, чтобы начать плодоносить, нужно гораздо больше времени. Значит, яблок ему, скорее всего, не дождаться и плоды его трудов достанутся чужим людям. Но это его не останавливало. Каждый раз на новом месте происходило то же самое. И глаза отца, когда он смотрел на цветущие яблони, я не забуду до конца своих дней».

Вот это умение терпеливо ждать, пока саженцы окрепнут, а прекрасные цветы обернутся наливными плодами, пожалуй, и является определяющим в его характере. И человеческом, и режиссерском.

Театр имени Вахтангова он, «варяг», призванный со стороны, возглавил в 2007 году. Сегодня никто уже и не вспоминает о том, что прославленная труппа, переживавшая один из самых трудных моментов своей истории, приняла Туминаса, мягко говоря, настороженно, не поверив уверениям в том, что никаких революций он устраивать не намерен. Опасение насчет того, что литовский режиссер с мировым именем начнет строить на легендарной сцене какой-то неведомый свой театр, казалось всем очевидным. Чувство это оставалось и после второго, и после третьего сезона.

«Когда к 90-летию я предложил труппе ставить «Пристань», — вспоминает Римас Владимирович, — то сказал, что, если получится не очень хорошо, к столетию придумаю что-нибудь получше. Все замолкли, наступила пауза, и по глазам было видно, что многие с ужасом думают: так он что, еще на 10 лет собирается остаться? Я, конечно, шутил. Мне тогда не верилось, что я буду тут, когда театру исполнится век».

Чтобы попасть на «Пристань», спектакль, ставший гимном во славу театра и его лицедеев, кассы тогда брали штурмом, прямо как в старые советские времена. Это действительно нужно было увидеть, поскольку на сцене обретала плоть и стать легенда о великом театре, созданном гением, страстно любившим жизнь. Спектакль Туминаса был не данью традиции, не надгробным монументом былой славе, а мощным старым деревом, к которому заботливая рука привила молодые побеги.

А о «спектакле столетия» режиссер начал думать задолго до того, как сама «Пристань» ушла в легенду. Он не торопился: «Не надо специально заставлять себя размышлять о времени, в котором находишься. Боишься ошибиться — не начинай, поживи еще, не думая ни о театре, ни об искусстве вообще». А выбор ему предстояло сделать ни больше ни меньше между гетевским «Фаустом» и «Войной и миром»!

«Для меня это были равные по силе произведения, — признается режиссер. — В «Фаусте» мне была интересна не столько философия, сколько возможность взглянуть на наш мир как бы сверху, присоединившись к путешествующему по земле Фаусту. Но и Толстой такую возможность давал, только реализованную иначе. Обращение к нему мне казалось закономерным. Что ставить после Лермонтова? Пушкина! А после Пушкина? Толстого! Конечно, я понимал, что очень рискую. «Войну и мир» все проходят в школе и, даже если читают кое-как, все равно имеют какое-то свое представление о романе и его героях. Спектакль не роман — значит, каждому в зале будет чего-то недоставать в том, что он увидит на сцене. Вероятность провала была вполне ощутимой. Наверное, вот этот риск и определил окончательный выбор».

А Туминас, если рискует, то делает это азартно и даже радостно. Есть упоение в бою: Нет, не так. Вернее, не совсем так. Для Туминаса театр не поле сражения — ни с автором, ни с артистами, ни тем более со зрителем. А что тогда? Ответ очевиден: «Это большой, красивый сад. И чтобы его возделывать, нужны не «звезды», а трудолюбивые, совестливые люди. А еще театр — это ежедневная борьба со смертью, которую человек всеми силами пытается от себя отодвинуть. Суть не в том, чтобы он был «современным» или «актуальным», но непременно светлым и жарким, чтобы у этого огня мог передохнуть человек, прежде чем снова отправиться блуждать в холодной темноте в поисках своего счастья».

Именно поэтому в «Войне и мире» все очень просто и лаконично. Не зря еще в самом начале работы Туминас обратился к актерам словами из завещания Родена: «Искусство начинается там, где есть внутренняя точность». («Чтобы вы поверили ему, если не очень верите мне», — пошутил тогда Римас Владимирович.)

Борьба за счастье приводит героев не к любви, а к конфронтации, не к миру, а к войне (Пьер — Павел Попов, Элен — Анна Антонова)

«Мне было легко работать с текстом Толстого, — рассказывает Туминас. — Мы выбирали эпизоды, пробовали, примеривались, перелетали от одного к другому. Этому тексту ничего не требуется — ни декораций, ни бутафории. Только артисты и текст. Они давно хотели попробовать сыграть так, чтобы им ничего не мешало. Я их послушался. И у них получилось. Я очень рад за нашу труппу. У нас на сцене только одна огромная двигающаяся стена. На ней все — и роман Толстого, и то, что мы в нем не доиграли, и вся наша жизнь вообще. Был соблазн что-то такое на ней развесить или спроецировать. Но я устоял. Потому что на самом деле не люблю слишком буквальный театр, не оставляющий места для фантазии ни тем, кто на сцене, ни тем, кто в зале. Все существует только в потоках света, музыке и в: воображении».

Ни народных масс, ни сверхгероев масштаба Кутузова или Наполеона зритель на сцене не увидит. Только отдельных людей, вместе и поодиночке сражающихся за свое счастье. Точнее, за то, что им кажется счастьем. И эта кровопролитная борьба, по мнению Туминаса, как раз и делает их несчастными. «Все беды от того, что люди за него воюют, а нужно просто знать, что оно где-то есть. И, скорее всего, существует оно внутри тебя самого. Пьер понял это, побывав в плену, Андрей — получив смертельную рану. Только заглянув в глаза смерти, можно ощутить силу любви».

Для героев Толстого война закончилась. Но не для нас. «Война продолжается, — считает Туминас. — И будет продолжаться. Просто мы этого не замечаем. Для нас это состояние стало нормой. И своими силами человечество прекратить ее, по-моему, уже не сможет. Мы забыли простую истину, задолго до Шекспира сформулированную Ронсаром: «Всесильная Судьба распределяет роли, и Небеса следят за нашею игрой». Нужно вмешательство Высшей силы. Я верю в то, что она проявится. Не может не проявиться. И тогда мы посмотрим друг на друга и сразу поймем, кто мы такие. И нам станет очень стыдно за то, в какой лжи, в какой мишуре мы жили со всеми нашими чинами и иерархиями. И придется восстанавливать здесь, на Земле, порядок, тот, которому подчиняется мироздание и который мы так долго не соблюдали».

Прав ли Туминас? Узнаем еще лет эдак через десять. Или через сто...

Комментарии для сайта Cackle

Отчего дамы и господа из «ящика» так переполошились при явлении «Кальмара» народу?

Сергей Беднов
Труд
У «Игры» отличный сценарий, полный интриг, держащих зрителя в напряжении. Фото: Rolf Vennenbernd/dpa, globallookpress.com

Вообще-то «Труд» редко пишет о телевизионных премьерах на платных сервисах. Но здесь случай особый. Корейскому сериалу «Игра в кальмара», показанному Netflix и ставшему самым прибыльным проектом...

На «Оскар» от нашей страны будет претендовать новая работа ученицы Сокурова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Разжимая кулаки» с сайта kinopoisk.ru

Ранее фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки» завоевал Главный приз в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, а после показов в Нью-Йорке, Иерусалиме, Торонто, Сан-Себастьяне приобрел широкую...

Ну вот, на смену худруку-режиссеру в МХТ имени Чехова пришел худрук-артист

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Очевидно, что легко Константину Юрьевичу не будет. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На этой неделе Минкультуры слегка ошеломило новостью: уходит стоявший у руля Сергей Женовач. Впрочем, для тех, кто пристально следил за жизнью театра в Камергерском, это событие не стало таким уж неожиданным. Когда...

Маэстро Морихиро Ивата 30 лет работает в главных труппах России

Екатерина Беляева
Труд
Партия Шута в «Лебедином озере» – одна из коронных в репертуаре Морихиро Иваты. Фото из его личного архива

Грамота Министерства иностранных дел Японии, ежегодно отмечающего тех, кто вносит особый вклад в развитие отношений с зарубежными странами, на днях была вручена японско-российскому танцовщику и хореографу Морихиро Ивате....

Культура 21:01 / 30 Октября 2021 10997
Гражданство за любовь

Уругвайская кинозвезда Наталия Орейро стала гражданкой России. А мы почему-то недовольны

Труд
Наталия бывала у нас десятки раз и даже свой инстаграм ведет по-русски. Фото: Дарья Парчинская/Russian Look, globallookpress.com

При всем обожании зрительниц старшего поколения сериала «Дикий ангел» и Наталии Орейро язык не повернется сказать, что россияне пришли в восторг, узнав, что уругвайской звезде и ее сыну даровано гражданство...

Сразу в нескольких городах Калининградской области власти объявили «тихую войну» памятникам

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Парковая скульптура «Несущая воду» – самая известная работа немецкого мастера Германа Брахерта. Теперь она хранится в музее, а вокруг ее копий ломаются копья… Фото из открытых источников

Советск Калининградской области до 1946 года назывался Тильзитом. А в 1807-м здесь состоялись переговоры двух императоров: Александра I и Наполеона, по итогам которых между Россией и Францией был подписан Тильзитский...

«Включаешь телевизор - там тесты ДНК, драки, за волосы друг друга таскают, грубость, оскорбления - ужас!» - посетовала спикер СФ Валентина Матвиенко

Труд
Фото: пресс-служба Совета Федерации, globallookpress.com

Валентина Матвиенко, спикер СФ — Включаешь телевизор — там тесты ДНК, драки, за волосы друг друга таскают, грубость, оскорбления — ужас! Я уж не говорю о жестокости, о наших детективах,...

Известный телеведущий находит в родной стране аналоги самых диковинных мировых достопримечательностей

Анна Чепурнова
Труд
Самое трудное – решить, куда отправиться. Не потому, что все видено, а наоборот – велик выбор. Фото предоставлены телеканалом «Моя Планета»

Оскар Уайльд писал: «Путешествия удивительно облагораживают душу и помогают избавиться от предрассудков». Целительный эффект дальних поездок давно доказан научно. И хотя с закрытием границ из-за короновируса перемещаться...

Культура 20:01 / 30 Октября 2021 10256
Прощай, оружие!

После трагического инцидента на съемках фильма «Ржавчина» голливудские деятели отменяют использование настоящего оружия на съемках

Труд
Это шуточное селфи Алека Болдуина оказалось трагически пророческим. Фото: face to face/Instagram, globallookpress.com

После трагического инцидента на съемках фильма «Ржавчина», когда Алек Болдуин случайно застрелил оператора-постановщика Галину Хатчинс, голливудские деятели один за другим отменяют использование настоящего оружия на съемках....

Оперному певцу Виктору Коротичу пришлось полежать на питерской мостовой. Да еще в наручниках

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: w85/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Широкая известность пришла к солисту оперной труппы Мариинского театра Виктору Коротичу на этой неделе. Но не на сцене, а на мостовой. На нее, родимую, скрутив артисту руки за спиной и надев...

Литературный обзор

Олег ФОЧКИН, книгочей
Труд
Фото: © Simon Katzer, globallookpress.com

Только-только небо над планетой прояснилось и люди снова подняли головы, стали доставать чемоданы из кладовок, рукопожатничать и даже целоваться, как очередная волна коронавируса норовит загнать всех назад - в границы, в тесные рамки дозволенного....

Известный актер считает главным делом своей жизни театр и музыку

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото Вячеслава Новикова

На Первом канале в разгаре показ сериала «Мосгаз. Дело № 8:Западня». Это продолжение серии теледетективов о майоре Черкасове, который вместе со своими коллегами по МУРу раскрывает леденящие душу преступления....

Даже с помощью скандальных ток-шоу удержать зрителя все сложнее

Ирина Хмара
Труд
Доколе? Валентина Матвиенко предложила бороться с безнравственностью на российском телевидении. Фото: пресс-служба Совета Федерации, globallookpress.com

На днях Валентина Матвиенко предложила бороться с безнравственными передачами на российском телевидении. В пример председатель Совфеда привела программы, в которых в прямом эфире делаются тесты ДНК и устраиваются...

Культура 00:06 / 22 Октября 2021 8684
Игра в классики

В российский прокат вышли два амбициозных европейских проекта

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Французы выпустили фильм «Эйфель» - немцы ответили фильмом «Королевская игра». Кадры с сайта kinopoisk.ru

Как говорится, не Голливудом единым... На наших экранах появились сразу две громкие европейские картины, которые в идеале могли привлечь внимание вдумчивых зрителей, изрядно подуставших от однообразных похождений Джеймса...

Культура 00:11 / 19 Ноября 2021 8044
«Тату»: их не догонят?

20 ноября в Москве будут петь песни скандального дуэта

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Труд
«Я сошла с ума», «Нас не догонят», белые рубашки и короткие клетчатые юбки заняли своё место в истории русской поп-музыки

Присказка «это было давно и неправда» неплохо подошла бы к воспоминаниям о международном успехе группы «Тату» (t.A.T.u.). Мы этим успехом, конечно, гордимся, но подробности предпочитаем не вспоминать —...

Вечнозеленая песенка из мультфильма «Бременские музыканты» набирает очки в YouTube

Сергей Бирюков
Труд
У Геннадия Гладкова столько замечательной музыки – еще не на один проект YouTube хватит. Изображение предоставлено проектом «Вместе на своем»

«Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету...». Когда теперешним детям, распевающим эту песенку, говоришь, что придумали ее не те бойкие шоумены, что мелькают сегодня в телевизоре,...








Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?