Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Главная Культура 00:24 12 Ноября 2021 8331
«И тогда мы посмотрим друг на друга и сразу поймем, кто мы такие…»

Римас Туминас - о времени, о театре и деревьях

Виктория Пешкова
Римас Туминас, вслед за Роденом, убежден: искусство начинается там, где есть внутренняя точность. Фото предоставлены Театром имени Вахтангова

Принимая руководство Вахтанговским, он не предполагал, что этот театр станет его судьбой. Выпуская к 90-летию театра «Пристань», сомневался, что будет отмечать его столетие. Но вот оно — случилось! Римас Туминас — человек, проходящий сквозь время. И диалог с ним растягивается на годы, потому что он предпочитает больше говорить о времени, чем о себе.

Римас Туминас — созидатель даже не по призванию, а по генокоду. «Когда я был маленьким, — его голос заметно теплеет, — наша семья часто переезжала с места на место. И куда бы мы ни приехали, отец первым делом высаживал возле дома сад. Яблони. Он знал, что мы проживем тут года два-три, ну, может быть, чуть больше, а молодым деревцам, чтобы начать плодоносить, нужно гораздо больше времени. Значит, яблок ему, скорее всего, не дождаться и плоды его трудов достанутся чужим людям. Но это его не останавливало. Каждый раз на новом месте происходило то же самое. И глаза отца, когда он смотрел на цветущие яблони, я не забуду до конца своих дней».

Вот это умение терпеливо ждать, пока саженцы окрепнут, а прекрасные цветы обернутся наливными плодами, пожалуй, и является определяющим в его характере. И человеческом, и режиссерском.

Театр имени Вахтангова он, «варяг», призванный со стороны, возглавил в 2007 году. Сегодня никто уже и не вспоминает о том, что прославленная труппа, переживавшая один из самых трудных моментов своей истории, приняла Туминаса, мягко говоря, настороженно, не поверив уверениям в том, что никаких революций он устраивать не намерен. Опасение насчет того, что литовский режиссер с мировым именем начнет строить на легендарной сцене какой-то неведомый свой театр, казалось всем очевидным. Чувство это оставалось и после второго, и после третьего сезона.

«Когда к 90-летию я предложил труппе ставить «Пристань», — вспоминает Римас Владимирович, — то сказал, что, если получится не очень хорошо, к столетию придумаю что-нибудь получше. Все замолкли, наступила пауза, и по глазам было видно, что многие с ужасом думают: так он что, еще на 10 лет собирается остаться? Я, конечно, шутил. Мне тогда не верилось, что я буду тут, когда театру исполнится век».

Чтобы попасть на «Пристань», спектакль, ставший гимном во славу театра и его лицедеев, кассы тогда брали штурмом, прямо как в старые советские времена. Это действительно нужно было увидеть, поскольку на сцене обретала плоть и стать легенда о великом театре, созданном гением, страстно любившим жизнь. Спектакль Туминаса был не данью традиции, не надгробным монументом былой славе, а мощным старым деревом, к которому заботливая рука привила молодые побеги.

А о «спектакле столетия» режиссер начал думать задолго до того, как сама «Пристань» ушла в легенду. Он не торопился: «Не надо специально заставлять себя размышлять о времени, в котором находишься. Боишься ошибиться — не начинай, поживи еще, не думая ни о театре, ни об искусстве вообще». А выбор ему предстояло сделать ни больше ни меньше между гетевским «Фаустом» и «Войной и миром»!

«Для меня это были равные по силе произведения, — признается режиссер. — В «Фаусте» мне была интересна не столько философия, сколько возможность взглянуть на наш мир как бы сверху, присоединившись к путешествующему по земле Фаусту. Но и Толстой такую возможность давал, только реализованную иначе. Обращение к нему мне казалось закономерным. Что ставить после Лермонтова? Пушкина! А после Пушкина? Толстого! Конечно, я понимал, что очень рискую. «Войну и мир» все проходят в школе и, даже если читают кое-как, все равно имеют какое-то свое представление о романе и его героях. Спектакль не роман — значит, каждому в зале будет чего-то недоставать в том, что он увидит на сцене. Вероятность провала была вполне ощутимой. Наверное, вот этот риск и определил окончательный выбор».

А Туминас, если рискует, то делает это азартно и даже радостно. Есть упоение в бою: Нет, не так. Вернее, не совсем так. Для Туминаса театр не поле сражения — ни с автором, ни с артистами, ни тем более со зрителем. А что тогда? Ответ очевиден: «Это большой, красивый сад. И чтобы его возделывать, нужны не «звезды», а трудолюбивые, совестливые люди. А еще театр — это ежедневная борьба со смертью, которую человек всеми силами пытается от себя отодвинуть. Суть не в том, чтобы он был «современным» или «актуальным», но непременно светлым и жарким, чтобы у этого огня мог передохнуть человек, прежде чем снова отправиться блуждать в холодной темноте в поисках своего счастья».

Именно поэтому в «Войне и мире» все очень просто и лаконично. Не зря еще в самом начале работы Туминас обратился к актерам словами из завещания Родена: «Искусство начинается там, где есть внутренняя точность». («Чтобы вы поверили ему, если не очень верите мне», — пошутил тогда Римас Владимирович.)

Борьба за счастье приводит героев не к любви, а к конфронтации, не к миру, а к войне (Пьер — Павел Попов, Элен — Анна Антонова)

«Мне было легко работать с текстом Толстого, — рассказывает Туминас. — Мы выбирали эпизоды, пробовали, примеривались, перелетали от одного к другому. Этому тексту ничего не требуется — ни декораций, ни бутафории. Только артисты и текст. Они давно хотели попробовать сыграть так, чтобы им ничего не мешало. Я их послушался. И у них получилось. Я очень рад за нашу труппу. У нас на сцене только одна огромная двигающаяся стена. На ней все — и роман Толстого, и то, что мы в нем не доиграли, и вся наша жизнь вообще. Был соблазн что-то такое на ней развесить или спроецировать. Но я устоял. Потому что на самом деле не люблю слишком буквальный театр, не оставляющий места для фантазии ни тем, кто на сцене, ни тем, кто в зале. Все существует только в потоках света, музыке и в: воображении».

Ни народных масс, ни сверхгероев масштаба Кутузова или Наполеона зритель на сцене не увидит. Только отдельных людей, вместе и поодиночке сражающихся за свое счастье. Точнее, за то, что им кажется счастьем. И эта кровопролитная борьба, по мнению Туминаса, как раз и делает их несчастными. «Все беды от того, что люди за него воюют, а нужно просто знать, что оно где-то есть. И, скорее всего, существует оно внутри тебя самого. Пьер понял это, побывав в плену, Андрей — получив смертельную рану. Только заглянув в глаза смерти, можно ощутить силу любви».

Для героев Толстого война закончилась. Но не для нас. «Война продолжается, — считает Туминас. — И будет продолжаться. Просто мы этого не замечаем. Для нас это состояние стало нормой. И своими силами человечество прекратить ее, по-моему, уже не сможет. Мы забыли простую истину, задолго до Шекспира сформулированную Ронсаром: «Всесильная Судьба распределяет роли, и Небеса следят за нашею игрой». Нужно вмешательство Высшей силы. Я верю в то, что она проявится. Не может не проявиться. И тогда мы посмотрим друг на друга и сразу поймем, кто мы такие. И нам станет очень стыдно за то, в какой лжи, в какой мишуре мы жили со всеми нашими чинами и иерархиями. И придется восстанавливать здесь, на Земле, порядок, тот, которому подчиняется мироздание и который мы так долго не соблюдали».

Прав ли Туминас? Узнаем еще лет эдак через десять. Или через сто...

Комментарии для сайта Cackle

Если кто не понял, ПСО - пониженная социальная ответственность

Сергей Беднов
Труд
Популярные телеканалы дружно решили вразумить проституток. Фото: Bill Ling/moodboard, globallookpress.com

Но в заголовок-то полностью это не вставишь — места не хватит. К тому же сейчас — при напряженном информационном потоке — все принято переводить в аббревиатуры. Но если...

Народная любовь - материя тонкая, требующая аккуратного обращения. Это порой понимают даже официальные лица

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Труд
Лидеру «ДДТ» светит штраф, но делу так и не дали ход. Фото: Антон Белицкий, globallookpress.com

Высоколобые музыкальные критики всю жизнь над Юрой Шатуновым и его публикой свысока посмеивались, а похороны певца вдруг вылились в необъявленный трехдневный траур национального масштаба. Белые розы подвозили грузовиками, кладбище...

Культура 22:01 / 02 Июля 2022 13512
Опять мы виноваты...

Выходу очередного сериала франшизы «Вселенная Marvel» помешала… спецоперация России на Украине

Труд
Дело в том, что в проекте было использовано несколько российских локаций. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

Работа над девятым по счету сериалом франшизы «Вселенная Marvel» под названием «Секретное вторжение» прервана. Как сообщают неофициальные источники в Голливуде, для пересъемок отдельных эпизодов. По сюжету,...

В Москве открылась выставка, посвященная 90-летию классика русской литературы

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
За свою жизнь поэт выпустил порядка 150 сборников, многие из которых стали событиями литературной жизни. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Он был необычайно щедр на яркие эпитеты, метафоры, афоризмы. И еще в молодые годы с исчерпывающей полнотой сформулировал суть своей уникальной профессии: «Поэт в России — больше чем поэт»....

Эпопея легендарной коллекции обернулась грандиозной выставкой

Елена Широян, искусствовед
Труд
Выставка в ГМИИ им, Пушкина беспрецедентна по представительности: 600 шедевров мирового значения. Фото предоставлены пресс-службой ГМИИ

Фасад Пушкинского музея на этой неделе украсила большая буква «М». Но скроена вывеска хитро: сквозь белую литеру проглядывает и другая — «И». Так музей оповестил о финале эпопеи, посвященной...

Некоторые члены Президиума ВООПИиК внезапно узнали, что в обществе они более не состоят

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Какими еще утратами обернется это для Северной столицы? Фото: voopik-spb.ru

Скандалами обернулись в Петербурге собрания по выбору делегатов на внеочередную городскую конференцию Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Ее проведение...

Эксперты недоумевают: спецоперация не сходит с экранов, а выйдешь на улицу – будто и нет ее

Сергей Беднов
Труд
Неужто публике не до крови и разбомбленного Мариуполя? Фото: V Ictor/Синьхуа, globallookpress.com

В студиях ток-шоу эксперты выражают недоумение: «Мы здесь часами говорим о спецоперации, подвигах... А выйдешь на улицу — словно ничего этого и нет. Молодежь веселится, рестораны полны, дачники...

«Труд» встретился с дочерью выдающегося мима, основателя советской школы пантомимы

Виктория Пешкова
Труд
Илья и Юлия Рутберги. Фото из домашнего архива

В Московском доме книги на Новом Арбате открыта выставка «Илья Рутберг. Лицо поколения шестидесятников», приуроченная к 90-летию со дня рождения основателя советской школы пантомимы. «Труд» встретился...

Культура 00:03 / 15 Июля 2022 11825
Идем в пираты?

После ухода Голливуда наши кинотеатры стали превращаться в рассадники нелегального контента

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Среди новинок, окольными путями пробравшихся на экраны российских кинотеатров - «Фантастические твари: Тайны Дамблодора». Кадр с сайта kinopoisk.ru

В славном городе Братске на днях закрылся кинотеатр с символическим названием «Голливуд». По иронии судьбы, причиной столь печального для местных синефилов события стал уход голливудских фильмов из нашего...

«Сотрудники» шоу «Форт Боярд», тигры Кашмир и Тоска, уйдут на пенсию

Труд
Клыкастых служащих хотели заменить 3D-моделями, но компьютерные зверюги возмутили французов

В хорошо знакомом нашим зрителям «Форте Боярд» грядут кардинальные перемены. Студия Adventure Line Productions, которая снимает это телевизионное шоу, заявила, что появлявшиеся в нем тигры Кашмир и Тоска «уйдут...

Знаменитая пианистка – о конкурсе Рахманинова, рэпе в музыкальных школах, отпуске у моря…

Сергей Бирюков
Труд
В любимом Большом зале Московской консерватории. Фото из личного альбома пианистки

Карьера Екатерины Мечетиной — на той прекрасной стадии, когда впереди еще десятилетия творческого роста, но уже набрана такая высота полета, что доказывать принадлежность к исполнительской элите мира через конкурсы...

Почему эти слова из фильма «Весна» оказались пророческими для его создателей

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Л. Орлова и Р. Зеленая. Кадр из к/ф «Весна». Фото из открытых источников.

Зарубежные критики восторгались «Весной»: какой запас веселости у этих русских, сколько жизни и бурной радости! Называли картину предвестником лент Феллини и Антониони. Они не подозревали, что по требованию...

Использовать этот знак препинания в истории со скандалом на выборах делегатов конференции петербургского отделения ВООПИиК явно рановато

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В петербургском градозащитном сообществе строем ходить не привыкли. Фото из открытых источников

В прошлом номере «Труда» мы рассказали о скандале в городе на Неве, которым обернулись выборы делегатов на конференцию Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК. По сути это напоминало рейдерский захват...

Обозреватель «Труда» убедился в этом лично

Леонид Павлючик, Москва - Мурманск - Москва
Труд
Фото: Георгий Захарчук/Russian Look, globallookpress.com

Все началось с «Левиафана». Фильм Андрея Звягинцева, снятый в 2014 году и триумфально прошедший по экранам мира, открыл для миллионов зрителей Кольский полуостров с его жемчужиной — селом Териберка...

На экраны возвращается фантастическая комедия Георгия Данелия «Кин-дза-дза!». Очень своевременное кино

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
С годами «Кин-дза-дза!» приобрела поистине культовый статус. Кадр с сайта: kinopoisk.ru

Показы отреставрированной версии картины пройдут в 250 кинотеатрах по всей стране. Напомню, что в центре сюжета — невероятная история прораба Машкова, который направляется в магазин за продуктами и вместе...

Культура 00:09 / 24 Июня 2022 10450
Одна и без оружия

В прокат вышли две яркие истории о выживании в экстремальных условиях

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Одна». Фото: kinopoisk.ru

Любой ценой пережить лето — такой девиз начертан на афишах наших кинотеатров, которые после ухода голливудских блокбастеров терпят огромные убытки. По итогам мая закрытыми оказались уже 770 кинозалов, а средняя...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?