«Сталкер» продолжает прокладывать путь

На этой неделе в Москве стартовали сразу два крупных киносмотра: фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер» и фестиваль документального кино «Артдокфест»

Сразу два крупных киносмотра стартовали в Москве на этой неделе. Это «Артдокфест» — лучший в России фестиваль документального кино и «Сталкер» — международный фестиваль фильмов о правах человека. Они открылись с разницей в один день на разных площадках. И в чем-то дополняют друг друга.

«Артдокфест» возглавляет мятежный кинорежиссер Виталий Манский, который нередко норовит критически отозваться о ситуации в стране и о Министерстве культуры. Глава его Владимир Мединский решил ответить режиссеру асимметрично: в этом году лишил «Артдокфест» и без того скромного бюджетного финансирования. Оставим на совести министра слова об «антигосударственной» деятельности Манского, который, насколько известно, законов РФ не нарушал. Но даже если допустить, что министру слова и действия одного из крупнейших российских режиссеров активно не нравятся, то чем провинились перед Мединским десятки мастеров документального кино, которые традиционно привозили свои фильмы на «Артдокфест», совершенно непонятно.

И вот «Артдокфест», вопреки всему, открылся, причем сенсационно: замечательным фильмом «На пороге страха» недавно ушедшего от нас крупного советского, а затем латвийского режиссера Герца Франка. Деньги на проведение фестиваля были собраны, что называется, всем миром. Более того, киносмотр в этом году расширил сферу влияния: «Артдокфест» проходит не только в Москве (кинотеатры «Фитиль» и «Горизонт»), но и в Санкт-Петербурге. Основатель и руководитель киносмотра Виталий Манский так прокомментировал свои действия: «Если тебя обвиняют в антигосударственной деятельности, то нужно либо уезжать из страны, либо оставаться и доказывать обратное. Я выбираю второй путь».

В разных секциях «Артдокфеста» — «Среда», «Первые лавры», «Армянская ночь», «Ящик» — будет показано более сотни актуальных картин. Среди них немало фильмов с Украины и об Украине. От «Симфонии Донбасса» классика советского кино Дзиги Вертова до фильма Сергея Лозницы «Майдан», премьера которого состоялась минувшим летом в Каннах, а вчера поздно вечером — в Москве. При этом Манский не устает подчеркивать, что его не интересует политика — картины, отобранные на фестиваль, являются прежде всего эстетическим, художественным явлением. У политически острой, но бездарной ленты шансов попасть на «Артдокфест» нет.

В конкурсную программу фестиваля, которую оценивает авторитетное жюри во главе с известным кинорежиссером Александром Миттой, вошло 17 лент из России, Эстонии, Швейцарии, Франции, Германии, Голландии, Украины, Австрии, снятых, что для организаторов фестиваля принципиально, на русском языке. Таким образом «Артдокфест», по сути, ежегодно собирает под своими знаменами тот самый рассеянный по странам и континентам русский мир. И что же здесь «антигосударственного»?

Большая программа документального кино представлена и на 20-м «Сталкере», который проводится Гильдией кинорежиссеров во главе с Марленом Хуциевым при поддержке Минкультуры и представительства ООН в России. Средствами экрана фестиваль борется за права инвалидов, детей-сирот, беженцев, национальных меньшинств, невинно осужденных, способствуя расширению пространства свободы, гуманизации нашего все еще жестокосердного общества.

Кроме документальных лент зрители «Сталкера» смогут увидеть и лучшие российские игровые фильмы года. В том числе «Испытание» Александра Котта, «Дурака» Юрия Быкова, «Девять дней и одно утро» Веры Сторожевой, «Сына» Арсения Гончукова, «Класс коррекции» Ивана Твердовского: Сразу после окончания московского конкурса лучшие фестивальные ленты отправятся в путешествие по регионам. «Сталкер» со своими фильмами побывал уже в доброй сотне российских городов.