Про северное сияние на Соборной площади Кремля и другие новогодние волшебства
Ну что, Новый год уже на пороге: на Соборной площади Кремля 11 декабря установили главную елку страны. Нынче она приехала из Рузского района Подмосковья. Теперь ель высотой 26 метров предстоит украсить 1,5 тысячи игрушек, километром светодиодных гирлянд и прочим декором, и все это великолепие осветить прожекторами. Которые, как обещают, создадут эффект северного сияния. Посмотрим! И уже через две недели там начнутся кремлевские елки. А к ним у меня отношение особое.
.jpg)
Когда говорят о новогодних детских праздниках в Кремле, обычно имеют в виду те, что проходят во Дворце съездов (теперь Государственный Кремлевский дворец). Ну или которые устраивали раньше в Большом Кремлевском дворце (БКД), куда главная елка страны переехала из Колонного зала Дома союзов, когда в 1955-м на волне хрущевской оттепели территорию Кремля снова открыли для посещений. Конечно, попасть на те утренники было пределом мечтаний: купить-то билеты, как сейчас, не могли, их вручали отличникам учебы и раздавали папам-мамам — передовикам производства. Но там же, по соседству, была еще одна елка, которая мне понравилась куда больше: в Тайницком саду Кремля.
Для современного читателя праздничные гулянья в Тайницком саду ничем не отличаются от таких же в Нескучном или, скажем, в Сокольниках. Но, по словам моей мамы, для нее и для отца, родившихся, когда свободный доступ в Кремль был уже закрыт, это событие стало знаковым. Тем более что семья жила недалеко, на Волхонке, и все происходило на их глазах. Так что в 1960-х новогодние гулянья в Кремле не обходились без нас, как и елочные базары в декабре в Александровском саду. А в 1967 году родителям удалось достать мне билет на елку в Тайницкий сад.
Что запомнила? Исполинского ледяного Деда Мороза, карусели, горки, аттракционы, снежные крепости — настоящий парк чудес, куда мы попали после короткого (дело-то было на улице!) представления. Веселые конкурсы, ледяная горка прямо по склону кремлевского холма. Да, еще и киногрузовик, где показывали мультики. В общем, впечатления от той елки не сравнить со скучноватой постановкой в Георгиевском зале парой лет раньше. Единственное, что было одинаковым, — содержимое баульчиков-подарков, они на фото. А может, с БКД мне тогда просто не повезло. Сценарий для того детского праздника по традиции писали Сергей Михалков и Лев Кассиль, населившие пространство у елки не самыми новогодними персонажами: матросами с крейсера «Аврора», тимуровцами, красноармейцами...
Сценарий же следующей елки поручили сочинить 27-летнему Эдуарду Успенскому и 26-летнему Александру Курляндскому. «Мы решили, что покажем детям захватывающую сказку, — вспоминал Курляндский. — И отправили нашего героя в путешествие по временам и сказкам». Худсовету замысел не понравился: а где про кукурузу, про большую химию и прочие достижения Страны Советов? Но времени оставалось мало, и сценарий утвердили. Понятно, ребятня была в восторге от постановки.
Правда, после премьеры случился казус. Актер Александр Хвыля, знаменитый «Морозко», который как раз снимался в этом фильме и одновременно играл Деда Мороза на кремлевской сцене, не сразу освоил радиомикрофон (актеры использовали технику впервые). И забыл его выключить, когда ушел за кулисы. А там стал на что-то жаловаться густым басом, да с матерком: Организаторам было не до смеха. Впрочем, курьез не помешал актеру больше десяти лет оставаться «главным Дедом Морозом» на кремлевских елках.
.jpg)
А вот сами елки (на этот раз речь о живых деревьях) в течение двух недель, пока шли представления, приходилось менять по два-три раза: в тепле иголки быстро осыпались. И когда появились искусственные ели, ими заменили живые на больших детских утренниках. И тогда же, в середине 1960-х, вопрос, какую елку ставить, живую или искусственную, стал предметом споров во многих семьях — вроде конфликта между остроконечниками и тупоконечниками в «Путешествии Гулливера». Впрочем, поклонников живых деревьев в СССР было несравнимо больше, да и стоили елки недорого: самая маленькая — 80 копеек, а среднего размера — до 1,5 рубля.
Сейчас, к слову, картина обратная: согласно опросам, живая ель нынче будет только у 13% россиян, а у 70% — искусственная. Каждый седьмой вообще не собирается ничего наряжать. Этот процент, кстати, почти не изменился за 10 лет, а вот количество тех, кто предпочитает живую елку, нынче уменьшилось втрое. Впрочем, у нас в семье предпочтения остались те же, что и много лет назад.
.jpg)
В наши дни покупать живую елку — одно удовольствие, были бы деньги. Хочешь — закажи онлайн, а нет — выбирай на елочных базарах. Которые уже вовсю открываются по всей стране. В Москве елка в полтора метра стоит 2,5-3 тысячи рублей, то есть на 20-30% дороже, чем в прошлом году. Притом что спрос падает: за шесть лет он уменьшился вдвое. В нынешнем году для Москвы заготовили около 60 тысяч деревьев, а всего по России, как сообщили в Рослесхозе, больше 300 тысяч. Для сравнения: в 1961-м, о котором мы уже говорили, для столицы срубили аж 190 тысяч елок. И их, представьте, не хватало!
Как, собственно, и позже, в 1970-1980-е. Помню, уже с середины декабря всех охватывал предновогодний ажиотаж: непременно достать елку, ведь без нее праздник не тот. Как-то мы даже съездили с друзьями в лес. Лесники, которых тогда еще не извели под корень, бдили, но мы договорились: они показали нам пару-тройку елей, которые можно спилить, мы заплатили и получили квитанцию. Которая, кстати, пригодилась при въезде в город: у гаишников во все времена в предновогодние дни — страда.
Ну а в другие годы обходились елочными базарами. Иногда приходилось брать по две-три хилые елочки, из которых складывали «пушистую красавицу», которую потом щедро завешивали дождиком и игрушками. И кто бы мог подумать, что пройдет 30-40 лет — и в тренде будут искусственные елки-половинки. Их покупают жители малогабариток и студий, которых нынче развелось так много. Полутораметровая «половинка» обойдется в 10 тысяч, а двухметровая — в 15 тысяч рублей:
Но не будем о грустном, праздник все-таки! Ну так что, идем за елкой? Или на елку? В общем, за волшебством!