А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой <a target=_blank href=https://vakhtangov.ru/show/pervaya-lyubov/>Театра им. Евг.Вахтангова</a>

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже ощутили на себе грозное дыхание приближающейся войны.

Пока они только рассуждают о далекой финской войне, где враг будет непременно разбит Красной армией, поэтому не стоит слишком волноваться. Тем более жизнь продолжается как ни в чем не бывало. И можно бегать на свидания, в кино, на каток, ссориться по пустякам, а потом целоваться и давать клятву верности до гроба. Все это мило и здорово. И завтрашний день представляется в розовом цвете с букетами гвоздик и песенками модницы Люси (Марфа Пашкова), адресованными без памяти влюбленному Володе (Григорий Здоров): «В тебя кто-то влюбится, только не я».

Вот только дядя взбалмошной Тани Александр Николаев (Артем Гурин), вернувшийся с финской войны по ранению, знает про войну то, что пока не знают эти несмышленыши. Он балует племянницу (Анна Ляхова) подарками, а у той в голове один Сережа (Егор Разливанов) и постоянные конфликты с его мамой Настасьей Ильиничной (Вера Новикова), недовольной выбором сына. Однако все эти страсти — чепуха по сравнению с горем, которое приходит в их дом вместе с похоронкой на брата Сергея Николая...

Режиссер Анатолий Шульев подчеркивает главную мысль: все поправимо, кроме смерти. Со смертью солдата исчезают, растворяются в тумане все его мысли, чувства, надежды, остается лишь заупокойная молитва. Образная сценография Максима Обрезкова делает спектакль запоминающимся. Два железнодорожных пути на заднем плане сцены образуют перекресток судеб, на этой станции встречается настоящее с будущим. По крайней мере для Сергея оно ясно как божий день: с гибелью брата закончилась бесшабашная юность, наступила пора взрослых решений. Теперь его дорога туда — на фронт добровольцем...

Надо сказать, Шульев поставил честный спектакль, без пафоса и лишних украшательств. О поколении, которому выпало стоять на перекрестке, где сходятся мир и война, жизнь и смерть. И это поколение, увы, не последнее на таком перекрестке.