КТО Ж РЕЖЕТ КУРИЦУ В ГОД ПЕТУХА?

Двухнедельный праздничный марафон стал серьезным испытанием для телезрителей. Если в прошлые годы были хоть какие-то небольшие паузы между пиками январских веселий, то с введением длинных новогодних каникул все слилось в бесконечной череде развлечений.

Никогда прежде не было, чтобы телепрограммы большинства крупнейших каналов столь решительно менялись на такое долгое время. Из сетки вещания в эти недели напрочь исчезли публицистические передачи, итоговые аналитические обзоры, познавательные и образовательные программы. Даже выпуски новостей, без которых невозможно представить себе нынешнее ТВ, резко сократились в числе и "усохли" в своей продолжительности.
При резком увеличении количества развлекательных передач не было заметно улучшения их качества. Мало того, в такой концентрации на единицу телевизионного времени "развлекуха" на сей раз нередко раздражала даже недавних ее поклонников. "Усталость от отдыха", - парадоксальная формула, не раз звучавшая в эти дни из уст зрителей, в немалой степени как раз и была связана с телеразвлечениями.
Главные телеканалы остались верными своей новогодней стратегии. Первый и "Россия" в жестокой конкуренции друг с другом подавляли масштабами. Их новогодние хиты вышли в эфир задолго до того, как куранты пробили полночь и с небольшими перерывами продолжались в течение всех десяти дней. Первый сделал ставку на попсу: "Старые песни о главном" (три двухчасовых выпуска плюс такой же продолжительности "Постскриптум"), "Новые песни о главном" (два по два часа), вручение премии "Золотой граммофон" (три часа), гала-концерты всех пяти "Фабрик звезд" (каждый по три). "Россия" на это отвечала зажигательными текстами команды Е. Петросяна, "Аншлага" и примкнувшего к ним М. Задорнова. Тоже радость на много часов.
Лишь НТВ попыталось отойти от испытанных стандартов. Привлекло к созданию новогоднего зрелища актера, ранее незамеченного в "развлекаловке", положилось на его вкусы, пригласило тех людей, кого он знает и любит. Уже одно это придало "Первой ночи с Олегом Меньшиковым" неожиданное и свежее звучание. Чувствовалось, что музыканты не просто повторяют (да еще чаще всего под фонограмму) давным-давно отработанный номер, а живут энергетикой общения друг с другом, неповторимой атмосферой, возникшей в студии.
Кое-что в представлении, проведенном Меньшиковым, выглядело шероховатым, кое-что слегка раздражало. Но даже несовершенства "Первой ночи", на мой взгляд, гораздо привлекательнее концертов, записанных ТВ в многотысячных залах.
Слов нет, в последние годы телевизионщики научились замечательно управляться с пространством арен, овладели, вслед за своими западными коллегами, искусством воссоздания звука (как "живого", так и заранее записанного), укротили и подчинили себе тысячи источников света на сцене и в зале. Но они будто забыли при этом, что все перечисленное - лишь техническая составляющая зрелища, необходимый "гарнир" к главному - таланту артиста, его неповторимой творческой индивидуальности. Но разве можно говорить о ней, если в последние годы производство талантов настойчиво ставится на поток? И в новогодние дни нам была представлена уже пятая партия артистов, изготовленных фабричным способом. Как всякий продукт конвейерного производства, они сделаны по общему образцу и мало чем отличаются друг от друга. Зато соответствуют простейшему эстрадному "госту", а посему и неплохо продаются на рынке.
Но этот товар - одноразового пользования. Когда появляется новая продукция, спрос на старую заметно падает. Кто сегодня помнит "звезд" первой фабрики? С ними произошло то же, что и с героями реалити-шоу "За стеклом". Помните их? А ведь в свое время шестерка "застекольщиков" была популярнее многих эстрадных звезд.
Организаторов "телефабрики" понять нетрудно: в их руки попалась курица, несущая золотые яйца. Резать ее нет никакого смысла. За пятой фабрикой последует шестая, а потом и седьмая, и, глядишь, десятая. Только вот, боюсь, молодым артистам больно будет падать с высоты, на которую их вознесли случай и продюсеры. Тогда, возможно, слова их выходной песни "Круто ты попал на ТиВи", которые они беззаботно и торжествующе поют всякий раз на многотысячной аудитории, обретут для них совсем другой смысл.
Ну а что же зрители? А зрителям в новогоднюю ночь-2010 покажут десять "фабрик". Как раз по штуке на каждый день каникул.