Среди наиболее знаменитых предметов и строений — чудотворная Риза Господня, хранившаяся в Московском Кремле, собор Рязанского кремля и комплекс Ипатьевского монастыря Костромы. В московском Останкине на территории
— Процесс напоминает тот, что происходил в первые годы после Октября
Подобный процесс передачи имущества должен обязательно происходить под тщательным контролем специалистов. Известны прецеденты, когда древние памятники пострадали после передачи из музеев в руки Церкви. Так, во вполне удовлетворительном состоянии из
Ни для кого не секрет, что у церкви иные задачи, чем у музея. Литургическое использование артефактов не гарантирует сохранения их древнего облика, в этом случае материальная сохранность отнюдь не доминирует: известны случаи записей древней живописи современными поновлениями, установки перед старинными образами свечей, тогда как правильно соблюдаемый
Уникальными остаются случаи, когда спонсоры или меценаты выделяют огромные деньги на обеспечение сохранности памятника, как произошло с иконой Богоматери Владимирской, хранящейся в
У РПЦ нет возможности обеспечить такие условия для значительного числа памятников. Поэтому существует реальная угроза без соответствующих условий хранения потерять крупные древние памятники. До тех пор, пока не будет гарантий сохранности, передавать их в руки церкви нельзя. Каждый такой случай должен обсуждаться обществом с участием ведущих специалистов, сама церковь должна быть в этом заинтересована. Но в данный момент церковь и власть просто договариваются между собой без учета общественного мнения и в обход профессиональной среды. В лучшем случае власть приглашает удобных ей экспертов, предоставляющих соответствующие заключения.
Нет у церкви также достаточного числа квалифицированных кадров — профессиональных хранителей и реставраторов. На их воспитание уйдут годы и годы! А сохранение памятников, их реставрация потребуют таких финансовых вложений, которые не сможет обеспечить нынешнее государство.
Для сравнения можно вспомнить, какова ситуация на Западе, где также очень много сокровищ религиозного искусства. Например, в Италии главные памятники католической церкви хранятся в Музеях Ватикана, где обеспечены все необходимые музейные условия. Многие остаются в церквах, но находятся под строжайшим контролем государственной службы охраны памятников — очень богатой и влиятельной организации. Ценности искусства защищены целой системой законов, и реально церковь ничего не может сделать без санкции контролирующих структур. В противном случае она будет нести всю полноту ответственности, вплоть до уголовной,
Сложившаяся в России ситуация мне видится нетерпимой и ненормальной, она нуждается в скорейшем изменении. И церковь, и власть должны быть заинтересованы в диалоге с обществом, чтобы в дальнейшем не нести всю полноту ответственности за возможные утраты. Каждый конкретный случай должен становиться предметом детального обсуждения с участием всех заинтересованных сторон. Это касается и Новодевичьего монастыря, включая его движимое имущество с учетом конкретных ценностей.
Однако нынешний процесс передачи — только начало. Не исключаю, что очень скоро может встать вопрос о передаче церкви чудотворных икон — таких, как Пименовская или Толгская Богоматерь, а также хранящаяся в Третьяковке «Троица» Рублева (не являясь чудотворной, она считается одной из главных православных святынь). Реально, хоть это слово и не произносится, речь идет о реституции, хотя надо бы вспомнить о таких исторических нюансах: а) значительная часть этого имущества не принадлежала церкви даже до революции; б) возникает вопрос, как тогда быть с другим имуществом — дворцами, коллекциями искусства и прочим, что реквизировали большевики.
Официальная передача памятников искусства и реликвий во временное или вечное пользование РПЦ требует особой юридической процедуры. Сейчас она разработана крайне плохо. Если речь идет о начале процесса реституции, необходимо создать целую серию комиссий с участием профессионалов. Хотя бы для того, чтобы эти памятники не потерять физически. Эти утраты будет невосполнимы.