В тени Исаакия

Создается впечатление, что петербургские власти сознательно провоцируют раскол за расколом в и без того не слишком-то сплоченном обществе

Решение губернатора Петербурга передать Исаакиевский собор в собственность Русской православной церкви шокировало многих, даже вполне православных граждан. О судьбе собора можно спорить, но со всей очевидностью встает факт: власти в городе на Неве как будто сознательно и намеренно провоцируют раскол за расколом в и без того не слишком-то сплоченном обществе. Истории с мостом Кадырова, с доской Маннергейма, а теперь вот Исаакий...

Один из главных символов Петербурга, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, памятник федерального значения (правда, находящийся в городской собственности) с большим количеством предметов музейного фонда РФ, по словам губернатора Георгия Полтавченко, «будет передан Русской православной церкви, но сохранит и музейную функцию». Вчера вдогонку последовало уточнение вице-губернатора Михаила Мокрецова: «Исаакиевский собор передается РПЦ в безвозмездное пользование, его собственником остается город. Исходя из этого, мы обязаны будем нести расходы по содержанию Исаакиевского собора как объекта охраны в надлежащем состоянии».

Сказать, что это успокоило возмущенную часть общественности, было бы большим преувеличением. Напротив, градус дискуссии вокруг Исаакия возрос настолько, что спикер петербургского парламента, лидер региональной «Единой России» Вячеслав Макаров прикрикнул: «Призывы нарушить закон и отказать в передаче собора церкви — это провокационные заявления, направленные в том числе и на разжигание религиозной розни». Он же назвал протестующих «провокаторами» и «поджигателями войны». По этой логике всех, кто не согласен с решением городских властей, можно смело сажать за разжигание и подстрекательство.

Тем временем на сегодня назначен сбор оргкомитета из числа граждан и депутатов Заксобрания, цель которого — собрать «общегражданский протестный народный сход против передачи Исаакиевского собора». Как же мы дошли до жизни такой? Да просто, шаг за шагом. Многолетние мирные отношения с церковью в бытность прежнего петербургского митрополита были резко нарушены при назначении нынешнего главы местной епархии. Скандал разразился в августе 2015-го, когда стало известно, что РПЦ потребовала передать ей Исаакиевский собор. Хотя в качестве «отступного» церкви уже были переданы Смольный и Сампсониевский соборы из состава Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

Тогда инициатива РПЦ вызвала горячие протесты со стороны культурной и музейной общественности. Выступил против и министр культуры Владимир Мединский. Петербургские депутаты предложили даже провести референдум по этому вопросу, однако им, конечно же, было отказано. В сентябре 2015-го тот же самый губернатор Петербурга решил не передавать Исаакиевский собор РПЦ «из экономических соображений». В епархии попытались оспорить отказ Смольного в суде, однако суд отклонил эту жалобу.

Никогда не было, и вот опять... Как все же собор сохранит музейную функцию?

«А вы задайте этот вопрос губернатору, как он это себе представляет, — саркастически откликнулся корреспонденту «Труда» директор музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров. — Музейная практика — это сложная профессиональная работа. Наш музей вставал на крыло почти 90 лет — и вот такой вираж».

В Минкультуры РФ вчера как отрезали: церковь не сможет рассчитывать на федеральные субсидии на реставрацию Исаакиевского собора, поскольку здание находится в собственности города. В ведомстве Владимира Мединского сомневаются и в том, что после передачи Исаакия церкви ему удастся полностью сохранить музейные функции, поскольку «совместное использование музея и действующего храма сопряжено с целым рядом сложностей, в том числе кардинальным различием предметов реализации музейных и религиозных функций».

А тем временем знающие люди не сомневаются, что следом за Исаакием РПЦ потребует и музей Спас-на-Крови, сооруженный как памятник Александру II на средства, собранные по всей России.

«Это незаконно, — оценил претензии РПЦ хранитель музея Исаакиевского собора Сергей Окунев. — Исаакий никогда не был в собственности у РПЦ, он был в собственности у государства и управлялся Министерством двора Его Императорского Величества. Расходы на строительство и содержание его, начиная с Петра Первого, шли через государственное казначейство. То есть по закону РПЦ не может претендовать на собственность, которая ей не принадлежала. Есть документ: когда Александра II спросили, а не передать ли Исаакиевский собор церкви, он сказал, что церковь просто не сможет содержать этот храм...

Сейчас у нас посещаемость более 3 млн человек в год. Около 600 млн рублей в год мы получаем за счет музейной и экскурсионной деятельности. Но это прозрачные доходы, мы от государства не берем денег на содержание Исаакиевского собора, и постоянная его реставрация идет за наш счет. А церковь ни перед кем не отчитывается о своих доходах. А на что тогда они будут содержать собор?»

Да, вопросов больше, чем ответов. Есть и такой: растет ли в подобных противостояниях авторитет Русской православной церкви в народе? Лично я сильно сомневаюсь. Достаточно сказать, что обращение к губернатору с требованием не передавать Исаакий РПЦ в первый же день подписали 90 тысяч человек. А им в ответ: если понадобится, за передачу собора выйдут сотни тысяч верующих.

Осталось выяснить, кому понадобилось так сталкивать народ лбами.