Выборы в Казахстане: без сюрпризов, но с перспективами

В братской стране прошли выборы в нижнюю палату парламента

Пока в январской России отходили от новогодних застолий, в Казахстане прошли выборы нижней палаты парламента Республики (Мажилис). За важной политической кампанией в братской стране наблюдал наш корреспондент.

Столица Казахстана встретила гостей из России крепким морозом. Командир заходившего на посадку лайнера жизнерадостно объявил: «Температура в городе минус 33», пожелав всем хорошего дня, чем вызвал оживление среди пассажиров, многие из которых прилетели сюда именно для участия в выборах – кто-то в роли избирателей, кто-то – наблюдателей. 10 января гражданам Казахстана предстояло выбрать депутатов в Мажилис (аналог нашей Госдумы) и в местные представительные органы (маслихаты).

В Казахстане, республике с президентским типом управления, парламенту предстоит играть важную роль в политических реформах, которые проводит президент Касым-Жомарт Токаев.

Токаев встал во главе Казахстана в середине 2019-го и успел сделать часть обещанных шагов – в частности, снижен минимальный порог членства, необходимый для регистрации политической партии (раньше он составлял 40 тысяч человек, сейчас - 20 тысяч). Введена и такая норма: женщины и молодежь должны составлять на выборах не менее 30% в партийных списках. Уголовная статья о клевете переместилась из уголовного в административный кодекс (россияне, почувствуйте разницу!).

Далее свои коррективы внесла пандемия: внимание властей сместилось к проблемам здравоохранения. Но сейчас, похоже, президент Казахстана готов сделать следующий важный шаг. Уже в ходе выборов он заявил: «Реформы не должны останавливаться. 15 января я выступлю с обращением к новому составу парламента. Затем состоится заседание Национального совета общественного доверия, где по вопросам реформ также будет серьезный разговор». Судя по всему, речь пойдет о возвращении прямых выборов жителями местных властей – сначала на уровне сельских населенных пунктов, а затем районов и городов. Так что ждем сегодня сообщений из Казахстана.

А пока возвращаемся к выборам. По казахским законам, Мажилис состоит из 107 депутатов, из них 98 избираются по партийным спискам, а еще 9 - от Ассамблеи народа Казахстана, которую возглавляет первый президент Нурсултан Назарбаев. По отчетам республиканской ЦИК, в этот раз на 107 депутатских кресла претендовали 312 кандидатов от пяти партий: это Нур Отан, которая контролирует парламентское большинство с 1999 года, Ак Жол, «правая» партия, выступающая за переход от президентской формы правления к парламентской, Народная партии Казахстана (НПК), «левая» и еще недавно «коммунистическая» по названию. Центристские партий Ауыл и Адал позиционируют себя выразителями интересов аграриев и агробизнеса.

Некоторую интригу происходящему добавило публичное заявление известного российского политика, депутата Госдумы Вячеслава Никонова о том, что «территория Казахстана - это большой подарок со стороны России». Чуть позже Никонов попытался объясниться: «Интересы Казахстана были в полной мере соблюдены при определении границ Казахской ССР, ставших границами Республики Казахстан. Именно об этом я и сказал». Тем не менее, многие в соседней стране напряглись. Накануне выборов в газете «Суверенный Казахстан» вышла большая статья президента Токаева, в которой среди прочего прозвучало: «Наша священная земля, унаследованная от предков, – наше главное богатство. Она не была нам «подарена» кем-либо… Наши предки жили здесь во времена Казахского ханства, в эпоху Золотой Орды, Тюркского каганата, гуннов, саков. Другими словами, корни нашей национальной истории уходят далеко в глубь времен. Историей должны заниматься историки, а не политики».

Не будучи ни первым, ни вторым, я готов подписаться под этим утверждением, ибо высказывания, бросающие тень на добрососедские отношения между Россией и Казахстаном, явно не идут на пользу нашим странам. Кстати, в этой поездке ко мне не раз подходили коллеги и наблюдатели из других стран с одним вопросом: что же имел в виду российский политик, действительно ли это его частное мнение или за этим стоит нечто большее?

И снова к выборам. Перед избирательными участками у всех измеряли температуру, работники избиркомов и наблюдатели отделялись от общего зала прозрачным пластиком. Разумеется, никаких буфетов и художественной самодеятельности. Ко всему с кабинок для голосования убрали входные шторки. Понятно, сделано это было для лучшего проветривания, однако из=за этого на многих участках пришлось частично отключать видеонаблюдение: объективы камер могли нарушить принцип тайного волеизъявления. Естественно, оппозиция попыталась увидеть за этим нечто большее, но рядовые избиратели прекрасно поняли, чем эти меры были вызваны.

Теперь о явке. Сильные морозы на большей части страны могли на нее повлиять, однако явка превысила 63%. Личные примеры подали лидер нации Нурсултан Назарбаев, традиционно проголосовавший с утра, и президент республики Касым-Жомарт Токаев, впервые с начала пандемии напрямую пообщавшийся с прессой и заявивший о том, что «выборы проходят на высоком уровне и в соответствии с законодательством». Позже оценку президента подтвердили и международные наблюдатели, представлявшие 31 страну. Они единодушно говорили о высоком организационном уровне выборов, строгом соответствии их международным нормам и национальному законодательству.

Отдельно можно выделить слова руководителя миссии наблюдателей от ОБСЕ Кристиана Вигенина, отметившего, что выборам не хватило конкуренции, «что подчеркивает необходимость политических реформ».

А ведь это как раз то, к чему стремится президент Токаев. Подчеркивая один важный нюанс: «Недопустимо, чтобы форсирование политической модернизации, популистские лозунги привели к кризису государственной системы. По опыту некоторых стран мы видим, к чему приводит резкая смена парадигмы. В нашей стране должны царить закон и порядок на основе полного соблюдения прав человека. Очевидно, что анархия и вседозволенность до добра не доведут».

Цифры

Согласно отчету ЦИК Казахстана, результаты выборов таковы. Нур Отан – 71.09%, Ак Жол – 10.95%, НПК – 9.1%, Ауыл – 5.29%, Адал – 3,57%. По местным законам, в парламент проходят партии, получившие свыше 7% голосов избирателей. Таким образом, в Мажилис нового состава прошли первые три партии, при этом Нур Отан сохранила многолетнее лидерство.

А сегодня президент Токаев должен начать консультации с лидерами парламентских фракций по кандидатурам нового премьер-министра и членов правительства.