ГОСТ крутит курьером

В России появились сразу два новых ГОСТа. Зачем они нужны и что они могут изменить в нашей жизни?

В России появились сразу два новых ГОСТа: на доставку товаров и продуктов питания из магазинов и готовых блюд из кафе и ресторанов. По замыслу авторов, эти документы должны улучшить качество услуг на этом рынке, хотя все нормативы носят рекомендательный характер. Зачем же нужны такие ГОСТы и что они могут изменить в нашей жизни?

Сервисы доставки стремительно развиваются во всем мире, и Россия тут не исключение. В пандемию именно армия курьеров спасла наши супермаркеты и предприятия общепита от коллапса, обеспечив граждан всем необходимым и позволив торговым сетям выжить. Хотя и до карантина такой бизнес вдохновлял изобретателей по всему миру, грезивших сделать доставку товаров повсеместной и беспилотной. Помните разговоры о тучах дронов, которые и пиццу могут на балкон забросить, и отправить аптечку с медикаментами на зимовье?

Правда, высокие мечты потребовалось приземлить. А что делать, если первый же полет дорогущего (1,2 млн рублей!) коптера с эмблемой «Почты России» окончился столкновением аппарата с кирпичной стеной многоэтажки, а «мулы» «Яндекса» забуксовали при первом же снегопаде. Прогресс не сдается — беспилотные грузовики и легковушки с десятками камер наматывают тысячи километров в тестовом режиме, но даже по не сильно загруженной М-11 передвигаются с «аналоговым» водителем на борту. Так что отечественные сервисы доставки по-прежнему держатся на крепких плечах и мускулистых ногах людей, развозящих по домам все, что вздумается купить миллионам граждан.

Что характерно: эта индустрия вполне успешно функционировала без нормативного регулирования со стороны государства, сообразуясь с интересами продавцов и потребителей. Но вот этой вольнице решили положить конец, выпустив в свет два ГОСТа, утвержденных Росстандартом. Первый касается товаров и продуктов питания, второй — готовых блюд. По словам руководителя ведомства Антона Шалаева, нормативы вобрали в себя передовой опыт в области доставки.

Что же именно содержится в документах? Оба ГОСТа предписывают, чьими силами и каким транспортом осуществляется доставка. Отдельно описаны этапы взаимодействия сотрудников курьерских служб и потребителей, за которыми закреплено право проверки и примерки товаров. В документе подчеркивается, что услуги доставки должны быть надежными, доступными, своевременными, конфиденциальными и безопасными (персональные данные пользователей можно хранить только на российских серверах). А еще продавцам велено не нарушать сроков, правил и условий хранения товаров, инструктировать курьеров перед каждым выездом...

То есть ничего нового, де-факто описывается уже сложившийся порядок вещей. В крупных сервисах доставки и до принятия нормативов старались идти в ногу со временем — конкуренция подстегивает. С учетом рекомендательного статуса оба документа — не более чем памятки для начинающих предпринимателей. А те, кто работает в сфере доставки, и без всяких ГОСТов давно уже разработали собственные корпоративные стандарты и работают так, что комар носа не подточит. Иначе их просто закошмарят надзорные органы.

Да и для среднего и малого бизнеса новые документы по большому счету бесполезны. В условиях острой нехватки рабочей силы конкуренция за мало-мальски квалифицированные кадры приведет к гонке зарплатных ведомостей, в которой у начинающих предпринимателей нет ни единого шанса против лидеров рынка.

Получается, что принятые Росстандартом ГОСТы ситуацию в области доставки товаров не улучшат. Остается надеяться, что и проблем не прибавят, что в нынешних обстоятельствах уже неплохо.