На капитанском мостике Третьяковки произошла замена

Минкульт РФ назначил директором Третьяковской гелереи Зельфиру Трегулову из «РОСИЗО», внезапно уволив Ирину Лебедеву

Столичный художественный мир взбудоражило известие: в Третьяковской галерее новый директор! Минкульт РФ внезапно отправил в отставку Ирину Лебедеву, занимавшую этот пост с 2009 года, назначив на ее место бывшего руководителя Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Зельфиру Трегулову. Каковы пружины события и масштаб его последствий, разбирался «Труд».

Во вторник в полдень в Лаврушинский переулок нагрянул министр Владимир Мединский, представил нового директора и произнес грозную речь, обещая уволить всех, кто будет бунтовать: его ведомству надоели распри. И то правда: в последние пять лет Третьяковка ими прославилась.

В шоке и сотрудники «РОСИЗО», оставшиеся без харизматичного директора в разгар собственной реновации. Сутки СМИ передавали новости, похожие на сводки с фронта. Блондинка с алой помадой, выпускница Ленинградского университета, повержена суровой брюнеткой в профессорских очках и с дипломом МГУ...

Обе хорошо известны. Лебедева взяла старт в Русском музее, 23 года работала в Третьяковке, прошла все ступени карьерной лестницы. В ее активе немало хороших выставок и каталог собрания ГТГ. Но растиражированный СМИ эпитет «крупнейший специалист по русскому авангарду» — преувеличение. Ирина Владимировна возглавляла отдел живописи ХХ века, где проявила себя скорее удачливым администратором, умевшим одернуть подчиненных и поладить с чиновниками Минкульта. А вот с завершением уже начатого строительства нового корпуса ГТГ на углу Лаврушинского и Кадашевской набережной вышел облом: при выделенных немалых средствах вместо 35 тысяч квадратных метров новых залов там все еще котлован — яма, в которую и провалилась ее блестящая карьера.

Трегулова проводила выставки в СССР и за рубежом, заведовала отделом зарубежных связей ГМИИ им. Пушкина, организуя и независимые арт-проекты вроде объехавшей полмира выставки «Амазонки авангарда». Было и сотрудничество с фондом Соломона Р. Гуггенхайма, и 11 лет работы заместителем директора Музеев Московского Кремля. А за полтора года в роли главы «РОСИЗО» Трегуловой удалось вернуть престиж этой организации, пробить закупку произведений на миллиард рублей...

Забавно, что буквально накануне отставки Валентина Матвиенко вручала директору ГТГ награду за проведение Года культуры. При сем присутствовал и Мединский, что не помешало Минкульту наутро вмиг забыть все прежние достижения Лебедевой. С редкой формулировкой: «по инициативе работодателя». В министерстве заявили: смета на так и не построенный новый корпус завышена, в музее не хватает кафе и Wi-Fi, обстановка неуютная, а в планах — снижение потока посетителей аж на 15%.

За время руководства у Лебедевой не раз возникали разногласия с трудовым коллективом. В 2011 году интернет взорвало анонимное письмо сотрудников ГТГ, сообщавших о коррупции в администрации музея и, о ужас, о планах по распродаже коллекции. Тревога музейщиков не была беспочвенной: первый заместитель, Олег Беликов, вскоре был уличен в махинациях и воровстве на сумму 80 млн рублей. Почти наверняка это была креатура «кураторов» галереи, но директор несет ответственность за все. Как и за собственный этический облик, который резко подкосило не всегда корректное пользование служебным положением, патернализм и нежелание контактировать с подчиненными. Вплоть до отдельного входа в здание. Были увольнения докторов наук, виновных лишь в том, что они не очень молоды, зато очень заметны. Были и теплые места для родных и близких.

А как вам такое — рискну рассказать, как экс-глава ГТГ ставила под сомнение целесообразность ретроспективы Левитана и Ге, которых она расценивала как «рухлядь», хотя это в дальнейшем не помешало рапортовать о рекордах посещаемости. Можно вспомнить и перекосы в постоянной экспозиции. Пройдя по залам, вы не получите представления о творчестве десятков художников второй половины ХХ века, не говоря уже о таких знаковых фигурах, как Шагал или Кандинский. Львиную долю времени их работы проводят за рубежом, зарабатывая там деньги. В битком набитых запасниках лежат мертвым грузом не только коллекции русского искусства, но и великолепные, не имеющие аналогов собрания мастеров из бывших братских республик СССР.

Один факт ставят Лебедевой в заслугу. На «Троицу» Рублева давно претендует РПЦ, не раз желавшая получить ее «на побывку» в Троице-Сергиеву лавру, и музейщики всерьез опасались, что икона оттуда не вернется. Лебедева отстояла хрупкий шедевр, не пустив его ни в Париж на эпохальную «Святую Русь», ни в лавру. Однако не является ли это победой всей Третьяковки?

Ныне в ходу термин «эффективный менеджер». Такая репутация давно закрепилась за Зельфирой Трегуловой. Обладая колоссальным опытом и широкими связями за границей, она должна стать лицом Третьяковской галереи, как и российской культуры в целом. Особенно в эпоху кризиса и санкций, когда нужно восстановить доверие к России: искусство будет нашей витриной.