РЕАЛЬНЫЙ СРОК ПО ФАЛЬШИВОМУ ВЕКСЕЛЮ

Эта громкая криминальная история берет свое начало в 1998 году, когда бывший кадровый военный Николай Гук вместе со своими подельниками Михаилом Лавренковым и Николаем Гартом весьма успешно провернули свою первую аферу: под видом сухого молока продали предпринимателям с Дальнего Востока вагон с мешками, наполненными гипсом и опилками.

Успех вдохновил аферистов на новые "подвиги". Правда, теперь их интерес был сориентирован исключительно на ценных бумагах. Прикупив необходимый набор оргтехники, начали штамповать "векселя" Сберегательного банка. Как правило, "ценные бумаги" обналичивались в коммерческих структурах, иногда их оставляли в залог под товар, который затем продавали (естественно, не расплачиваясь с поставщиками). Под залог одной из таких фальшивок Гук взял у известного новосибирского предпринимателя Александра Мохирева партию ГСМ. Однако бизнесмен сумел вычислить мошенников, которые, правда, к тому времени успели реализовать бензин и потратить вырученные деньги.
Здесь история делает новый поворот. "Кинутого" предпринимателя ради моральной и материальной компенсации фальшивомонетчики... взяли в долю. Решив, что дальше заниматься производством "самопальных" ценных бумаг опасно, преступники принялись подделывать настоящие. Чтобы избежать возможных проколов, Гук усовершенствовал структуру своей команды. Было создано несколько подразделений, действовавших независимо друг от друга. Одни, руководимые ранее судимым за мошенничество Александром Колесовым, приобретали векселя Сбербанка и меняли их стоимость. Другие занимались реализацией этих фальшивок. В обязанности третьих входило обеспечение собственной безопасности.
Покупая в различных финансовых учреждениях векселя Сбербанка небольшой стоимости, они "повышали" их номинал. Чтобы избежать проколов, вместо вытравленных реквизитов банка вписывали телефоны номеров гостиниц, где на какое-то время останавливались их сообщницы. Те в свою очередь, выдавая себя за специалистов Сбербанка, в случае чего должны были подтвердить, что данный вексель выпускался в обращение и до сих пор не погашен...
Правда, в нескольких случаях мошенники обналичивали настоящие векселя небольших номиналов. Делалось это для того, чтобы расположить к себе будущую жертву. Ибо после того как намечались более солидные сделки, о партнере у жертвы уже складывалось благоприятное впечатление. И векселя приобретались без проверок.
После каждой удачной сделки аферисты перебирались в другой город. Сейчас известно, что "кинутые" есть и в Южно-Сахалинске, Красноярске, Алтайском и Красноярском краях, Челябинске, Перми, Самаре и Москве.
Поначалу "бизнесменам" сказочно везло. Сделки шли одна за одной, деньги валились как из инкассаторского мешка. Правда, в одном из уральских городов случился прокол: служба безопасности одной из компаний распознала в векселе подделку и задержала Михаила Лавренкова. Чтобы не загубить хорошо отлаженный бизнес, пришлось заплатить обманутой стороне немалые отступные.
Однако это не остановило махинаторов. Они продолжали свою вексельную карусель. Следователям все же удалось жуликов вычислить после того, как весной 2000 года в правоохранительные органы обратились руководители финансовой компании, которых преступники "нагрели" на обналичивании 493 тысяч рублей по векселю Сбербанка. Сделано это было так: на векселе номиналом 3 тыс. руб. аферисты пририсовали цифры 49. В августе того же года сыщики вышли на след Николая Гука и Александра Мохирева. Их арестовали в Екатеринбурге. Позднее взяли и других. Всего по данному делу было задержано десять человек. А потом состоялся суд. Мохирев и Гук получили 9 и 9,5 года лишения свободы с конфискацией имущества. В общей сложности семерых аферистов осудили на более чем 60 лет лагерей. Троим, остававшимся на свободе под подпиской о невыезде или денежным залогом, объявлены условные сроки. Кроме того, все осужденные должны солидарно выплатить потерпевшим компенсацию за понесенный ущерб в размере 10 миллионов рублей, которые обязаны заработать уже законным способом.