УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ
Вряд ли автовладельцам, особенно рассеянным, придется по вкусу поправка о ликвидации так называемого льготного периода. Если раньше после окончания срока действия страхового полиса ОСАГО можно было месяц кататься и не бояться, что инспекторы ДПС оштрафуют, то теперь никаких отсрочек. Полис надо менять день в день. Так что вяжите узелки, чтобы не забыть дату.
И еще один пункт изменений в законе об ОСАГО не обрадует водителей. В нем говорится, что срок рассмотрения страховщиками заявлений потерпевших о возмещении им ущерба увеличивается с 15 до 30 дней. Страховые компании и так не очень-то спешили выложить денежки на ремонт или восстановление поврежденного авто, а теперь они будут тянуть время на законном основании. Правда, горькую пилюлю законодатели все-таки решили подсластить: за каждый день просрочки страховщик будет обязан выплачивать клиенту пеню с причитающейся ему суммы в размере 1,75 процента действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Это не очень большие деньги, но хоть что-то.
Некоторые автовладельцы, наверное, будут довольны тем, что стало необязательно проводить экспертизу ущерба, нанесенного машине при ДТП, - его размер определит страховая компания. Однако это палка о двух концах. Известно, что в большинстве случаев страховые оценщики занижают стоимость ремонта. Поэтому после аварии стоит посоветоваться со спецами, которые примерно назовут сумму затрат на ремонт, а потом уже узнавать, сколько денег предложит страховая компания. Если покажется мало, то владелец авто вправе вызвать независимых оценщиков. Закон не возбраняет.
Некоторые поправки, вступающие в силу с 1 марта, можно назвать мелкими, но для многих водителей они весьма приятны. Так, теперь не надо страховать прицепы. Не обязательно наклеивать стикер на лобовое стекло - потом проблематично будет с ним расстаться. Достаточно страхового полиса.
НЕ ОТХОДЯ ОТ КАССЫ
Одно из главных новшеств - прямое возмещение убытков - вступит в силу не с 1 марта, как полагают некоторые автовладельцы, а с 1 июля нынешнего года. Что это значит для рядового водителя? А то, что ему не придется бегать в поисках страховой компании, клиент которой въехал в левый бок или багажник его автомобиля. Проще говоря, деньги за ущерб можно будет получить там, где куплен полис ОСАГО. Очень удобно. Но теперь автовладельцу надо быть втройне внимательным при выборе страховой компании. А то ведь сейчас некоторые оформляют страховку чуть ли не на тротуарах у каких-то сомнительных агентов, якобы представляющих солидные фирмы.
Не секрет, что среди "солидных" частенько попадаются и элементарные фирмы-однодневки. Они собирают деньги и исчезают. А если их клиент стуканет чью-то машину, то ее владелец остается ни с чем. Таких случаев много.
Следующая поправка также существенна: наконец-то жизнь и здоровье автомобилистов и пассажиров будут оцениваться дороже. Сейчас правила таковы: на всех пострадавших в аварии выплачивается не более 240 тысяч рублей. Если серьезные увечья получили, к примеру, четыре человека, то каждый из них получит на лечение по 60 тысяч рублей. И неважно, сколько будут стоить лекарства, услуги врачей, медсестер и так далее. С 1 июля на каждого пострадавшего, независимо от их количества, страховая компания обязана выдать до 160 тысяч рублей. В случае же гибели - 135 тысяч рублей. Эту фиксированную сумму получат родственники. Им или тем, кто занимался похоронами, оплатят расходы на ритуальные услуги - до 25 тысяч рублей. Раньше родные погибшего в основном довольствовались лишь скудными 10-15 тысячами рублей.
А вот в оплате восстановления побитого автомобиля страховщики остались по-прежнему прижимистыми. Не больше 160 тысяч рублей выплатит любая фирма, если ее клиент разбил, положим, три или четыре машины. В пробках такое случается часто. Серьезные повреждения четырех тачек, даже если это не иномарки, за такие деньги вряд ли ликвидируешь. В этом случае пострадавшим придется взыскивать с виновника аварии недостающие на ремонт средства через суд. На восстановление одного автомобиля сумма компенсации не превысит 120 тысяч рублей. До западных стандартов, конечно, далековато. Но там другой принцип: пострадавший автовладелец сначала приводит в порядок изуродованную машину, а потом страхкомпания оплачивает счета. Наши страховщики даже при установленных нормах выплат стонут и предлагают срочно повысить стоимость полисов ОСАГО. И ведь повысят, правда, не в нынешнем году - запретил Минфин.
ДАЧНИКИ ЗАПЛАТЯТ БОЛЬШЕ
Поправка о том, что дачникам можно страховать авто на три месяца, а значит, меньше платить за полис, мягко говоря, не выдерживает критики. Страховщики считают, что за три летних месяца автовладелец должен платить от 40 до 50, а то и 55 процентов стоимости годовой страховки. Они обосновывают это большим риском, считая, что водители, которые не садятся за руль зимой, чаще попадают в аварии. Статистики на этот счет нет. Да и документы, определяющие стоимость "дачной" страховки, пока только разрабатываются. Но чиновники обещают, что уже в этом году такой вид ОСАГО будет введен. Тогда и узнаем цену.
ДТП ПОСРЕДИ ДВОРА
Знаю с десяток случаев, когда машины моих знакомых мяли или царапали на стоянках, во дворах, на заправочных станциях - на так называемых внутренних территориях. К ним относились и площади внутри заводов, фабрик, магазинов. Никаких выплат за ущерб безвинно пострадавший автомобилист не получал. Даже если в результате таких ДТП страдали люди. С 1 марта будет получать. Из закона об ОСАГО вообще выброшено понятие "внутренняя территория". Где бы ни произошла авария, компенсация за ущерб причитается.