Отчего хорошо так гармошка играет?

15 марта группа «Любэ» грандиозным концертом на сцене «Олимпийского» отметит свое 25-летие

Самому Николаю Расторгуеву, правда, больше по душе определение «четверть века» – солиднее как-то звучит! Прежние юбилеи группа, в числе поклонников которой президент и слесари, воины и лиричные барышни и еще многие-многие другие, отмечала в залах поскромнее. А тут размахнулись – благо повод заслуженный. Накануне события корреспонденту «Труда» удалось увидеться с лидером «Любэ» Николаем Расторгуевым и продюсером, композитором Игорем Матвиенко.

Знаем мы друг друга с Николаем Расторгуевым очень давно. Познакомились в начала 80-х на съемках программы «А ну-ка, девушки!», которую вел Александр Васильевич Масляков, тогда просто Саша. Мы стояли в кулисах с Юрием Михайловичем (тогда просто Юрой, Юрашей) Антоновым и, улыбаясь, смотрели, как на сцене румяный парень родом из Подмосковья немножко опереточной внешности из ансамбля «Лейся, песня!» лирично выводил что-то о любви. Помню и о том, что в 1985 году, несмотря на наступающую горбачевскую оттепель, безгрешный ансамбль «Лейся, песня!» был закрыт... «за невыполнение государственной программы»! Какой именно – об этом можно теперь только гадать. Зато доподлинно известны последствия.

Между прочим, в том ВИА с Расторгуевым вахту отбывали Валерий Кипелов и Сергей Черняков, будущий барабанщик групп «Альфа» и «Черный кофе». Вместе с Кипеловым Николай участвовал в прослушиваниях в ансамбль «Поющие сердца», но вакансии вокалиста для розовощекого парня не нашлось. В 1985–1986 годах Расторгуев поиграл на бас-гитаре в «Рондо», затем трудился вокалистом в ВИА «Здравствуй, песня!». И еще неизвестно, как повернулась бы судьба нашего героя, если бы не встреча четверть века назад Николая Расторгуева с Игорем Матвиенко – автором гениально задуманного и реализованного проекта группы «Любэ». В ту пору это был подающий надежды автор шлягеров и худрук не слишком популярных ВИА («Первый шаг», «Здравствуй, песня!», «Класс» – кто сейчас вспомнит эти названия?!).

Встретившись в ту не самую для себя звездную пору, Николай и Игорь уже не расставались. Они сами сумели на рубеже тогдашних своих тридцатников круто повернуть свою судьбу. О секрете их успеха спорят все четверть века, но, на мой взгляд, он на самом деле прост. В то время, когда признаком хорошего тона считалось открещиваться от недавнего прошлого и красить его в мрачные цвета, эти ребята демонстративно подхватили лучшее, что было в отечественной песне. Николай не только не постеснялся в эпоху малиновых пиджаков надеть русскую гимнастерку – это, в конце концов, внешняя сторона. Но есть и внутренняя! Разве в «Полустаночках» не слышатся отзвуки «Дорожной» Исаака Дунаевского? Разве в легендарном «Комбате» не соединились удивительным образом интонации «официального» Никиты Богословского и «неофициального» Владимира Высоцкого?

«Мне кажется, ради такой песни, как «Комбат», я и был рожден на свет», – написал в своей книге поэт Александр Шаганов. В этом человеке, главном авторе текстов «Любэ», – еще один ключик к славе группы. Можно спорить о месте Шаганова в отечественной поэзии, но то, что в лучших вещах Александра бьется жилка, связанная с проникновенной (и всегда очень простой!) лирикой Твардовского, Фатьянова, Исаковского, – несомненно.

А Николай Расторгуев на вопрос «Труда», как удалось столь ровно и красиво пройти долгий творческий путь, ответил: «Мы никогда не гнались за модой. Какие мы есть, такими и будем в дальнейшем. Сами посудите: если меня в одну из своих программ (посвященную музыке Альфреда Шнитке к фильму «Как царь Петр арапа женил») пригласил такой великий музыкант, как дирижер Геннадий Рождественский, – может ли быть для эстрадного артиста что-то более приятное и лестное?..»

Рассуждая о смысле жизни, заметил: «Давно известно, что нужно построить дом, посадить дерево, вырастить сына. Я это сделал. Еще говорят – надо достойно подготовиться к смерти. Но я верю в вечную жизнь, как верили в нее поколения моих православных предков».

Не обошел разговор и тему «баня, водка, гармонь и лосось», так ярко заявленную в давнем хите «Не валяй дурака, Америка»: «Господи, ну почему считается, что нормальный русский мужик должен непременно круто выпивать? А если человек в завязке? Я свое по жизни выпил и давно уже с этим покончил. Не на спор, как об этом писали газеты, а просто потому, что мой организм перестал выдерживать алкогольные бури, и я понял – пора остановиться, если хочу еще пожить и попеть».

Напомним, что Николай из-за болезни почек на протяжении нескольких лет был вынужден делать ежедневный гемодиализ, то есть очищение крови, в больничных условиях. При этом не прекращал концертировать. В 2009-м ему пересадили донорскую почку...

Еще одна, совсем уже горячая тема, возникла в нашем разговоре под влиянием политических событий этих дней на Украине. Николай Расторгуев сам заговорил о грядущем, интригующем во всех смыслах проекте – совместном концерте (скорее всего, в Крыму) ведущей российской группы «Любэ» и ведущей украинской рок-команды «Океан Эльзы». «Может быть, от нас, бедных музыкантов, ничего не зависит вообще, – скромничал Николай. – Тем не менее мы хотим обозначить эту тему, не остаться в стороне».

А народный артист России Игорь Матвиенко добавил, имея в виду отмену ряда концертов украинской группы в наших городах: «Конечно, политики могут и должны вмешиваться в горячие события, например, по случаю гастролей заезжих западных панков, которые начинают топтать российский флаг, или шоу девушек в храме. Думаю, в таких историях государство и общественность должны вмешиваться. Но мне творчество моих украинских коллег настолько интересно, что называю его одним из лучших в своем жанре. Даже разница в языках не мешает – у нас и языки очень похожи, и мелодическая культура родственна. А запрещая гастроли, чем мы лучше тех неразумных политиков на Украине, которые хотят запретить там русский язык? Мы не ограничиваем список участников будущего концерта именами «Любэ» и «Океана Эльзы». Мне кажется, можно позвать в нашу компанию «Моральный кодекс», «Чайф», да и многих достойных музыкантов, которые способны представлять наши столь близкие страны. Я думаю, это тот самый случай, когда невозможно молчать».

Подхватываю мысль Игоря Матвиенко – человека с украинской фамилией, которую с гордостью носят и многие вполне уважаемые россияне, вплоть до спикера Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко. А какие корни у самого Игоря Игоревича?

«Я родился в Москве, – ответил Игорь. – Отец мой – из Житомирской области, мать – из Рязанской. То есть я – абсолютный микс. Считаю себя русским человеком... Я родился в эпоху СССР, и для меня все это – одна страна. Пусть даже сегодня, к сожалению, это не так. Но если еще шире, то для меня все мы – это Киевская Русь. Причем, заметьте, не русский Киев, а Киевская Русь, так как история нашего государства когда-то началась практически оттуда, все мы это знаем. И для меня, по сути, до сих пор нет различий в наших странах и судьбах. Мы настолько завязаны, что хочется закричать на весь белый свет словами из песни: «Не рубите, мужики, не рубите!»