Несолоно летавши

Мы два дня пытались выяснить, куда из самолетов исчезли обещанные сытные завтраки

Сегодня российская гражданская авиация переживает трудные времена. Чтобы в условиях сокращения пассажиропотока свести концы с концами, аэропорты выставляют в валюте счета за обслуживание бортов, сокращают персонал, а авиакомпании экономят на питании. Пассажиры жуют черствые бутерброды и надеются, что на безопасности никто не додумается экономить.

Хозяева авиакомпаний справедливо замечают, что дорожает все — от топлива до наземного обслуживания. Хотя порой аскетизм предлагаемых на борту услуг, мягко говоря, вызывает удивление. Вот, скажем, форум, где пассажиры делятся впечатлениями о полете компанией «ЮТэйр»: «Мои родители отправились на отдых в Анапу 501-м рейсом. По телефону сообщили, что на борту их не кормили, отделались прохладительными напитками — а ведь рейс продолжался 4 часа...», «Летела из Уфы в Сургут, время полета — больше 3 часов, и я была уверена, что в самолете будут кормить! Но, подождав час и второй, поняла, что еды не видать! А в аэропорту даже не предупредили, что кормить не будут, зато сто раз спросили, заполняла ли я декларацию по беременности! Алеся».

«Аэрофлот» не устает рекламировать уровень сервиса бурно растущей авиакомпании. На сайте главного российского воздушного перевозчика можно прочитать, что пассажиров экономкласса ждет на борту выбор из двух горячих блюд, которые обновляются каждый месяц. Кроме того, в зависимости от времени перелета и от места назначения предлагаются горячий или холодный завтрак, горячий или холодный обед, закуски. Во время всего полета пассажиры могут выбрать прохладительные напитки и соки на любой вкус.

Но вот не далее как 10 марта коллега летел из Вены в Москву. Несмотря на международный статус рейса, длившегося 3,5 часа, пассажирам был предложен на завтрак хлебный треугольничек, напоминающий блокадную пайку, кусочек сыра и чай.

Мы два дня пытались выяснить, куда исчезли обещанные сытные завтраки. В ЗАО «Аэромар», которое владеет основной частью рынка услуг по организации бортпитания в аэропорту Шереметьево, нам сообщили, что рацион полностью зависит от заявки авиакомпании. А представители «Аэрофлота» как воды в рот набрали. Запрос в пресс-службу авиакомпании, где традиционно отвечают только на письменные обращения, остался на момент подписания номера в печать без ответа.

Вывод напрашивается очевидный. Конечно, кризис сказался на авиационном сервисе. Мы уже поняли, что с лоукостерами на российских маршрутах не сложилось и в ближайшее время явно не сложится. Не расскажут и о том, что на еде стали экономить в первую очередь. Хотя часто летающие пассажиры замечают, как буквально на глазах сокращается количество блюд, еда заменяется на более дешевую. Не могут рассчитывать на прежний сервис даже ВИП-пассажиры. Если раньше пользование бизнес-залом в аэропорту и некоторые иные бонусы обычно входили в стоимость билета, то теперь за это все чаще приходится платить отдельно. Совсем недавно некоторые авиаперевозчики пытались экономить на услугах метеорологов — не платили им за сводки погоды в местах посадки, добывая сведения из открытых источников.

Ну а для посвященных уже не секрет волна увольнений, буквально захлестнувших отрасль. Вот мнение одного из сотрудников той же «ЮТэйр»: «Экономия во всем, нам зарплату задерживают на два месяца и вдобавок всем дали уведомления об увольнении, не знаю, кто теперь будет работать, наверное, генеральный менеджмент и на земле, и в воздухе. Видно, родная «ЮТэйр» накрывается медным тазом».

Широко разрекламированная инициатива приглашения иностранных пилотов обернулась конфузом — первый торжественно усаженный в кресло пилота, немец Клаус, уволился. Хотя, может, и к лучшему. Специалисты в области безопасности полетов считают, что экипажу гражданского самолета очень важно разговаривать на одном языке.

Что же касается питания на борту, то мы потерпим. Хотя в такой ситуации гуманно было бы разрешить пассажирам брать с собой в полет собственные продукты.