Счетная палата недовольна кинематографистами

Счетная палата РФ проверила, как были использованы деньги, выделенные на поддержку кинематографии

Счетная палата РФ проверила, как были использованы более 6 миллиардов рублей, выделенных из федерального бюджета на поддержку кинематографии. Итоги проверки, по утверждению аудитора палаты Александра Филипенко, неудовлетворительны.

За 2008–2009 годы Минкульт заключил с киностудиями и режиссерами около тысячи контрактов, однако ни по одному из них работа не выполнена в полном объеме. В качестве примера приводятся съемки фильма «Праздник, который всегда без тебя». Вместо оговоренных пяти месяцев они растянулись до двух лет. Другой пример, вызывающий вопросы: компания, получившая 34 миллиона рублей для съемки картины «Обратная сторона Луны», передала это право карликовой организации с уставным капиталом 10 тысяч рублей.

Пока не идет речь об определении конкретной суммы нецелевого расходования средств, но уже обнаружено несколько случаев «возможной личной заинтересованности чиновников» в использовании этих денег. Документы об этом направлены в Следственный комитет при прокуратуре РФ.

В целом работа Министерства культуры по поддержке отечественной кинематографии признана крайне неэффективной. Эту критику в адрес Минкульта высказал еще в ноябре 2009 года премьер-министр Владимир Путин. После его выступления финансированием массового кино занимается специально созданный Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Минкульту оставили только контроль за дебютным и авторским кино.

Мнения

Алексей Гуськов, актер, продюсер:

— В кино никто не гарантирован от внешних обстоятельств. Например, нужен снег, а он вдруг растаял. Актеры — живые люди, могут заболеть. Но для всех этих случаев существуют уточнения к договорам, которые меняют сроки. У меня, когда я снимал «Отца», да и другие ленты, никогда не было полного государственного финансирования. Обычно его доля от 30 до 50 процентов. И всегда контракт выполнялся в срок. Правда, я снимал не в последние два года, о которых речь, а раньше.

Максим Суханов, актер, режиссер, продюсер:

— У меня не было таких прецедентов. Те две картины, что мы делали с моим коллегой Александром Самойленко, сняты не на государственные деньги. А то, что в каких-то кинокомпаниях могут происходить подобные вещи, наверное, возможно. Все зависит от условий, в которых приходится работать, и от конкретных продюсеров. Но самому-то продюсеру нет смысла затягивать дело. Только если это не вполне порядочный человек, получивший деньги, которые ему не принадлежали…

Карен Шахназаров, гендиректор «Мосфильма»:

— «Мосфильм» на протяжении 20 лет не получает государственного финансирования. Но сюда приходят работать многие киностудии. Свечку я, конечно, не держал, но вполне допускаю, что там имеются нарушения. Контроль в последнее время не сравнить с советским периодом, когда было и Госкино, и Народный контроль. Вы можете иронически улыбаться, но тогда были жесткие рамки. Если ты выходил из графика хоть на день, это было чревато самыми серьезными последствиями.