А отец поживет в чуланчике

Спектакль о королях Лирах – былых и сегодняшних

Принято считать, что перенесение давних коллизий в сегодняшний день — изобретение искусства последнего века. Но это не так: писали о современной жизни по канве классических сюжетов и Николай Лесков («Леди Макбет Мценского уезда»), и Всеволод Петров («Турдейская Манон Леско»). Кстати, по последней из названных повестей два года назад молодой режиссер Денис Сорокотягин успешно поставил спектакль в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой. А сейчас он же создал здесь постановку «Степной король Лир» по Тургеневу, более драматическую, чем музыкальную. И, между прочим, ставшую первым обращением к творчеству Ивана Сергеевича в этом театре.

Книгу русского писателя, навеянную Шекспиром, инсценируют довольно редко, хотя описанные в ней проблемы взаимоотношений отцов и детей вечны как мир. Главный герой спектакля, вдовец Мартын Петрович Харлов (Александр Бордуков) не слишком богат, но в своем поместье владычествует безраздельно. Две взрослые дочери — строгая Анна (Виктория Тихомирова) и озорная Евлампия (Любовь Логачева), а также зять всецело от него зависят, подчиняясь любому его капризу. Например, такому: заставить замужнюю наследницу петь, чтобы развлечь пришедшего к ним в гости 15-летнего подростка, племянника (в книге — сына) соседки и подруги помещика Наталии Николаевны. Но однажды Мартыну Петровичу снится сон, по его мнению, пророчащий ему смерть. И он решает разделить поместье между дочерьми, выговорив определенные условия, на которых будет жить в доме в дальнейшем. Вот только, получив имущество, сестры поступают совсем не так, как хочется их отцу, и это приводит к печальной развязке.

Спектакль играется в Малом зале, кажется, созданном для того, чтобы изображать интерьер барской усадьбы: балконы для хоров, огромная хрустальная люстра, настенные деревянные часы. Как видим, и перемещения в антураж современности режиссеру не понадобилось — актуальность сюжета без того очевидна. Достаточно открыть интернет — и оттуда как из рога изобилия хлынут сегодняшние житейские истории о неблагодарных детях, которым вроде бы было отдано все, а они не помогают родителям, и это еще в лучшем случае: в худшем — отдают их в дом престарелых, выгоняют из квартиры и т. п.

Причем если у Шекспира бессовестные дочери короля Лира несут наказание за свои поступки, то у Тургенева (как зачастую и в самой жизни) все иначе. Тут предавшие отца женщины спустя годы после описанных событий весьма успешны и пользуются уважением окружающих. Словно и не было никогда на свете их незадачливого родителя. В спектакле это благополучное будущее дочерей Харлова не показано, но в финале приживальщик в его доме по прозвищу Сувенир (Мохамед Абдель Фаттах) растерянно бормочет: «А человек-то где? Где человек-то?!» То, кстати, слова другого автора, Юрия Мамлеева, но здесь они пришлись очень к месту.

Однако с чего барышни стали так невнимательны к отцу, отдавшему им наследство? Оказывается, обе потеряли голову из-за одного и того же объекта — бессердечного красавца Владимира Слеткина (Александр Кольцов), мужа Анны, закрутившего роман с сестрой жены. Он-то, которого тесть долго держал в черном теле, и распорядился переместить вещички злополучного Харлова из его прежней комнаты в чуланчик — мол, папаша старенький, поживет и там, много ли ему надо. Искренне жалеют Мартына Петровича только проницательная Наталия Николаевна (актриса МТЮЗа Арина Нестерова) и ее племянник Митенька, которого играет 14-летний Степан Аникеев-Кондрашин. Хотя и дочери Харлова не оставляют его героя равнодушным, более того — вызывают у подростка чувство первой трепетной влюбленности.

Но при всем желании соседи не спасут ироничного и беспощадного не только к своим детям, но и к себе Харлова от его судьбы. Правда, одна из дочерей все-таки успеет раскаяться и попросить у него прощения, и именно ей отец выдохнет перед смертью: «Тебя я не про...», оставляя только догадываться, «не прощает» он ее или «не проклинает». Каждый из зрителей решает это сам.