Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Главная Культура 00:01 13 Мая 2022 6994
Екатерина Мочалова: У моей домры есть сестры по всему миру - и в Италии, и в Казахстане

Важно не то, на чем ты играешь, а как, убеждена музыкант-виртуоз, наставница и просто красавица Екатерина Мочалова

Сергей Бирюков
Екатерина Мочалова со своими главными любимицами – домрой и мандолиной. Фото: Даниил Рабовский. Из личного альбома артистки

Среди музыкальных чудес только что закончившегося XIV Международного фестиваля Юрия Башмета в Ярославле (спектакль «Волшебная флейта» с плеядой великолепных молодых певцов, ожившие голоса солдат Великой Отечественной в постановке «Волоколамское шоссе» на музыку Шостаковича и Барбера, десятки других ярких событий) заворожила совсем особая краска: в программе музыки барокко в содружестве с клавесином, флейтой, скрипкой, виолой да гамба, лютней и прочими инструментами-европейцами на равных прозвучала наша родная домра. Чей нежный звон привычнее слышать в оркестрах русских народных инструментов или в сольных фантазиях на фольклорные темы — но оказалось, он прекрасно вливается в партитуры Антонио Вивальди, Луи-Клода Дакена и прочих мастеров галантного века.

А игравшая на этом трехструнном чуде домристка Екатерина Мочалова готова вновь и вновь доказывать, что ее любимому инструменту по силам самые масштабные музыкальные задачи. Почему так непроста, а временами трагична история домры? Как вышло, что наших виртуозов, которым устраивают овации в итальянских и японских залах, почти не видно и не слышно на отечественном телевидении? Отчего многим тысячам детей, интересующихся народной музыкой, непросто купить качественный и доступный по цене инструмент? Об этом и многом другом — наша беседа.

— Екатерина, каково было вашей домре примерить на себя «кринолины» музыки XVII — XVIII веков?

— Домре не в диковинку и более экзотичные музыкальные «наряды». Наш инструмент бытовал у русских скоморохов уже в XVI веке, но в XVII столетии попал под строжайший запрет — церковь и государство опасались власти музыки и танца над людскими душами. Смерть грозила даже за простое хранение домры. Вот и вышло, что она исчезла на 250 лет, пока в конце XIX века Василий Андреев не воссоздал ее, включив в свой знаменитый русский оркестр. Но понадобился еще почти век, чтобы домристы доказали: их инструмент способен на гораздо большее. Хотя и в наше время композиторы-симфонисты, бывает, удивляются, когда просишь их написать, допустим, концерт для домры с оркестром — но это в первый момент, а потом говорят: пожалуй, возьмусь... И пишут интереснейшую музыку, как было у меня с Александром Владимировичем Чайковским, Кузьмой Бодровым и другими мастерами.

С Юрием Башметом на концерте в зале имени Чайковского

Что же касается Юрия Абрамовича Башмета — он обожает эксперименты. Поскольку сам — первопроходец, выведший альт с его скромных оркестровых позиций на лидирующие сольные. И увидел во мне, играющей как с различными оркестрами, так даже с джазовыми ансамблями, родственную душу. Ну а музыка барокко — это просто благодатное поле для домры. Ведь она, будучи щипковым инструментом, встречается здесь со столькими собратьями: лютней, мандолиной, клавесином... Помню, во время одного из совместных концертов в Большом зале консерватории Юрий Абрамович познакомил меня с замечательной клавесинисткой Александрой Кореневой, мы решили сделать совместную программу — и сами поразились, до чего красиво получается. Притом эта музыка — очень добрая, светлая, искренняя. Образная до живописности. Вот сейчас в Ярославле мы с Сашей, а также скрипачом Евгением Субботиным и другими солистами исполнили концерт «Буря на море» Вивальди, «Перекличку птиц» Рамо, «Кукушку» Дакена, даже «Гулливер-сюиту» Телемана, где есть чакона лилипутов, жига великанов, дикая пляска йеху...

С клавесинисткой Александрой Кореневой на репетиции в Большом зале консерватории

— Когда несколько десятилетий назад вас впервые привели в музыкальную школу — как вы «угадали», что именно вот этот инструмент — «ваш»?

— Это абсолютно дело интуиции. Мне долго показывали разные инструменты, но как только я взяла в руки домру — ладную, округлую, ласково прилегающую прямо к сердцу, — поняла: хочу играть на ней. Родители-инженеры были в шоке — они даже слова «домра» не слыхали. Чем только укрепили мой выбор. Вот так мне с самого детства пришлось доказывать право домры быть равной в семье самых уважаемых музыкальных инструментов.

Еще одно судьбоносное событие — приезд в мой родной Витебск выдающегося домриста, профессора Российской Академии музыки имени Гнесиных, народного артиста России Александра Андреевича Цыганкова. Учительница посадила меня, первоклашку, в первый ряд, и я не только увидела, как он держит инструмент и ставит пальцы, но почувствовала в самом взгляде, в прикосновении к струне благоговейное отношение к музыке ... В тот день я окончательно поняла, что буду музыкантом и никто и ничто меня с этого пути не собьет. Потом уже последовал переезд в Москву, учеба в той самой Гнесинской академии, где преподают самые выдающиеся музыканты, в том числе мой педагог Вячеслав Павлович Круглов...

— ...И где теперь преподаете вы сами (а еще Екатерина учит студентов Тамбовского института имени Рахманинова). Я слышал ваше исполнение Скрипичного концерта Чайковского, и, честно, не очень понимаю, как удается передать все богатство его ткани с помощью всего трех струн, да еще придать щипковому звучанию такую певучесть.

— Отчасти домристы взялись за скрипичную классику от не очень хорошей жизни — просто не было у нашего инструмента, возрожденного всего 125 лет назад, столь богатого репертуара. Отчего никто из домристов не обратился к Прокофьеву, Шостаковичу, Стравинскому, Хачатуряну, Хренникову, Свиридову, Борису Чайковскому с просьбой написать для них оригинальные сочинения — загадка, но факт. Очень жаль. Может быть, именно из боязни, что домра не «запоет» так, как скрипка? Но на самом деле наше домровое тремоло — считаю, самый выразительный прием, ведь в нем есть то, чего нет даже в смычковом звучании — трепет, которой может быть и нежным, как легкое дыхание, и страстным, как крик. Еще в годы учебы я переиграла едва ли не все главные скрипичные концерты, сама делала переложения. А когда Юрий Абрамович услышал в моем исполнении «Хоровод гномов» итальянского композитора-романтика Антонио Баццини, то сказал, что на домре это звучит как минимум не хуже, а может быть, и лучше: в ее тембре больше, чем у скрипки, звончатости и полета. Это теперь и мое глубокое убеждение: важно не то, на чем ты играешь, а — как! В его справедливости меня окончательно убедила реакция итальянской публики. На известном фестивале Башмета «Дорогами просекко» в Конельяно я играла сперва на мандолине, а потом вышла с домрой и исполнила пьесу Баццини. Зал затих — а с последним аккордом грянула овация.

Или вот случай в Японии, на крупнейшем международном конкурсе Osaka International Mandolin Competition. На заключительном концерте я взяла в руки домру, о которой там, конечно, никто до того не слышал, и сыграла бонусную пьесу. После чего сразу получила приглашение на концерт уже как домристка. Можно сказать, мандолина, гораздо более известная в мире, помогла своей русской сестре проложить дорогу к международной публике.

— Но русской музыке и русским инструментам порой приходится нелегко на их собственной родине. Недавно я был в Калининграде, слушал тамошний оркестр — великолепные музыканты, диву даешься, как они справляются, например, со сложнейшей партитурой «Картинок с выставки» Мусоргского: ведь коллектив укомплектован едва наполовину! И это в «самой европейской» области страны...

— Разделяю ваше беспокойство, хотя еще важнее, чтобы его разделили и в руководстве региона. Если же говорить в национальном масштабе, мне кажется, начинать надо с основы — поддержки детского музыкального образования. Сейчас просто бум интереса к народным инструментам. А какие талантливые дети — это видно по фестивалям того же Башмета или Дениса Мацуева, где обязательно кто-нибудь из юных виртуозов участвует. Или по моему фестивалю «Прима домра» в Тамбове, который в ближайшем сентябре пройдет уже в третий раз. Или, допустим, по телеконкурсу «Синяя птица», где победила тамбовская балалаечница Настя Тюрина, свободно ориентирующаяся в хитрейших джазовых ритмах. А взять Лизу Ракушину — звездочку-домристку из Москвы, тоже дошедшую до финала «Синей птицы»... Фантастически музыкальная девочка!

С Александром Цыганковым, Александром Чайковским и Лизой Ракушиной в музее-усадьбе С. В. Рахманинова «Ивановка»

Но тут встает другая проблема: приходит ко мне одаренный ребенок — а инструмент, на котором он играет, ужасного качества. Не хватает специальных детских инструментов — доступных по цене восьмушек, четвертинок, какие столетиями практикуются в скрипичном или виолончельном обучении... Когда-то Россия была одним из мировых лидеров в производстве инструментов от балалаек до роялей. Сегодня эта индустрия почти полностью разрушена.

Ну и третье: средства массовой информации практически не поддерживают народное музыкальное искусство. Да, меня несколько раз звали в программу Первого канала «Доброе утро», и я всегда охотно туда шла, стараясь музыкой поддержать в людях хорошее настроение. Но ведь это капля в море. Никакого сравнения со временами, когда Александр Цыганков вел одну из популярнейших передач Центрального телевидения «Голоса народных инструментов». Или с сегодняшней Белоруссией, где по тамошнему Первому каналу показывают конкурс юных цимбалистов...

С юными домристами на всероссийском молодежном форуме «Таврида»

В Азербайджане изображения народных инструментов печатают на банкнотах. В Казахстане президент играет на домбре (это еще одна сестра нашей домры)... В той же Японии оркестры мандолинистов исполняют симфонии Чайковского...

Но знаете, наверное, удивлю вас внезапным выводом — на самом деле, мне кажется, это у нас должны все учиться. Не частностям, пусть важным, а общему прогрессу музыки для народных инструментов. Нигде больше в мире для них не написано столько самых современных партитур, не создано столько коллективов высочайшего профессионального уровня. Тем более надо с уважением продвигать то, что создано предшественниками и талантливыми современниками.

— Не сказалась ли на вас кампания разрыва связей с Россией, что вошла сейчас в моду в мире?

— К сожалению, и музыкантов-народников это недоброе веяние не миновало. На днях я получила из Японии письмо, из которого поняла, что может не состояться исполнение пьесы, специально написанной Ефремом Иосифовичем Подгайцем для меня и моего японского друга-коллеги Ясунобу Иноуэ, намеченное на ближайшую осень. А ведь музыканты всегда были посланниками мира. Вспомните победу Вана Клиберна на конкурсе Чайковского в разгар холодной войны...

Кроме того, талантливые композиторы часто становятся провидцами. В моем репертуаре есть «Славянский концерт» Александра Цыганкова, в котором три части: «Дума об Украине», «Белорусский романс» и «Мелодии России». И почему-то, если вторая и третья части светлы, украинская тема вышла у Александра Андреевича печальной и тревожной. А ведь написал он ее в 2013 году, когда вспыхивали лишь самые дальние зарницы сегодняшней грозы. Совсем удивительное совпадение — буквально накануне 24 февраля я играла «Думу об Украине» в Нижнем Новгороде... Мечтаю как можно скорее вновь сыграть это произведение — по случаю восстановления мира и доверия между нашими народами.

Комментарии для сайта Cackle
Культура 00:15 / 08 Апреля 2022 15771
Битва при Урганте

Скандал с «отпуском» телеведущего, начавшийся после его отъезда в Израиль, не прекращается даже теперь, когда он вернулся в Россию

Сергей Беднов
Труд
Ситуация с Иваном Андреевичем вышла чуть ли не на государственный уровень. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Другие-то известные личности, умотавшие за кордон после объявления спецоперации, конечно, получили свой ушат общественного презрения, но через неделю про них забыли. А вот ситуация с Иваном Андреевичем, напротив, вышла чуть ли...

Работа с ним была именинами сердца, рассказала актриса

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото Сергея Иванова

Она выросла на «Мосфильме», где пропадала целыми днями вместе с родителями-кинематографистами. Уже в восемь лет маленькая Света появилась на экране в фильме «Близнецы», а в 1949 году...

На Первом канале завершился показ сериала «Никто не узнает»

Сергей Беднов
Труд
Главную роль сыграла Евгения Брик, которую жюри назвало лучшей актрисой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Сериал «Никто не узнает», премьерный показ которого завершился на Первом канале, снимался три года назад. Еще не было не то что войны, но даже ковида. И это позволяет говорить о нем, не мучаясь...

Культура 00:01 / 15 Апреля 2022 13961
Календарь: 15 апреля

В этот день в 1949 году родилась Алла Борисовна Пугачева

Труд
Фото: Генриетта Перьян/Russian Look, globallookpress.com

1452 Родился Леонардо да Винчи, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, ярчайший пример «универсального человека». 1765 Скончался Михаил Ломоносов, первый русский ученый-естествоиспытатель мирового...

Культура 00:06 / 08 Апреля 2022 13851
Россия без Нетребко?

Легендарной оперной певице достался ярлык «предательницы»

Мария БАБАЛОВА, музыкальный критик
Труд
Артистку зачислили в «неправильные». Фото: www.imago-images.de, globallookpress.com

Новосибирский театр оперы и балета оказался на днях в топе новостей благодаря не яркой премьере, а решению отменить запланированное на июнь выступление на своей сцене Анны Нетребко. Так в здешнем оперном...

Оба молоды, энергичны, оба - популярные комические артисты. Следовательно?..

Сергей Беднов
Труд
Фото: Анатолий Ломохов, пресс-служба Владимира Зеленского/globallookpress.com

Помните, года четыре назад народ активно поддержал петицию с требованием убрать Пугачеву и ее окружение из «Огоньков»? Достали за тридцать-то лет! И вот чаяния подписантов сбываются. Ни Аллу Борисовну,...

Культура 00:22 / 15 Апреля 2022 13663
Kinorex стирает границы

Как и зачем возник этот молодежный фестиваль киномузыки?

Анна Чепурнова
Труд
Если в прошлом году фестиваль был всероссийским, то сейчас сделался международным

С 17 по 23 апреля в Москве пройдет второй молодежный фестиваль Kinorex. Как и зачем он возник? Известно: кино без музыки не существовало, даже немые ленты демонстрировались под аккомпанемент тапера. А уж потом...

Старая песня, звучавшая в эпоху Карибского кризиса, обретает вторую жизнь

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
YouTube заблокировал страницу с записью песни Евгения Евтушенко и Эдуарда Колмановского. Фото: Юрий Пилипенко/Russian Look, globallookpress.com

Нет, надо же! Мало им на Западе отмен исполнения музыки Чайковского и Мусоргского, спектаклей по Чехову и Коляде, вычеркивания из афиш выступлений Анны Нетребко, Валерия Гергиева, Дениса Мацуева... Теперь «зачисткой...

Культура 23:01 / 16 Апреля 2022 12814
Игры патриотов

Том Хэнкс продюсирует сериал «Властелины воздуха» об американских летчиках Второй мировой войны

Труд
Фото: Europa Press/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Знаменитый Том Хэнкс, хорошо знакомый нам по «Форресту Гампу», «Изгою» и другим культовым фильмам, заключил многолетний контракт с компанией Apple об эксклюзивном сотрудничестве. Уже сейчас актер работает...

Владимир Мирзоев поставил спектакль «Эзоп» по пьесе бразильского драматурга Гильерме Фигейредо «Лиса и виноград»

Анна Чепурнова
Труд
По словам режиссера, спектакль об Эзопе он ставил как басню, суть которой в том, что «каждый человек созрел для свободы». Фото: Екатерина Цветкова, globallookpress.com

Во времена всеобщих запретов люди искусства часто обращаются к так называемому эзоповому языку — к иносказаниям. Режиссер Владимир Мирзоев в РАМТе поставил спектакль «Эзоп» по пьесе бразильского...

Культура 00:17 / 08 Апреля 2022 11570
Мания слияния

«Мостсовет», «Сферитаж», кто следующий? Объединение московских театров набирает обороты

Виктория Пешкова
Труд
Все началось прошлой осенью со слияния двух «Таганок». Фото: Moscow-Live.ru

Театральное сообщество не успевает уворачиваться от увесистых новостей. Столичный департамент культуры с новой силой принялся объединять театральные труппы, и не просто абы как, а «успешных с неуспешными»....

В Литмузее открылась выставка о великом поэте и его единомышленнике Владимире Дале

Виктория Рогозинская
Труд
Этот перстень, который был на руке Пушкина, его супруга передала Владимиру Ивановичу по наказу умиравшего мужа

Александр Сергеевич и Владимир Иванович почти ровесники, сыновья одной эпохи. Их многое объединяло во взглядах на мир, для обоих делом жизни стало рыцарское служение «живому великорусскому языку». Один оставил...

Реалити-шоу же дают возможность узнать людям о себе такое, о чем они даже не подозревали

Труд
Съемочная площадка самого известного и самого скандального в России реалити-шоу «Дом-2»

Издание Psychology Today опубликовало статью известного специалиста Тейхоу Смит, в которой та описала механизм возникновения зависимости от реалити и предложила способ извлечь из нее пользу. По словам психолога,...

Искусство для детей должно нести витамины добра и радости, считает известный актер и режиссер

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Пять фильмов для маленьких зрителей вывели Александра Галибина в первые ряды мастеров детского кино. Фото из личного архива артиста

На экраны страны вышла комедия «Моя ужасная сестра» в постановке народного артиста России Александра Галибина. Это уже четвертый детский фильм, который известный актер снял в качестве кинорежиссера. А на подходе...

В канун Дня Победы на экраны вышли два новых достойных фильма о войне

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «1941. Крылья над Берлином» с сайта kinopoisk.ru

Запомните эти названия: «Первый Оскар» и «1941. Крылья над Берлином». Поставили фильмы режиссеры Сергей Мокрицкий и Константин Буслов, уже работавшие ранее с военной темой. Первый несколько лет назад снял...

Культура 00:18 / 08 Апреля 2022 9141
Тициан под арестом

На финской таможне арестовали более 200 картин великих мастеров из коллекций российских музеев

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Тициано Вечеллио. «Даная» (1554 г.). Фото: Russian Look/globallookpress.com

Более 200 картин великих мастеров из коллекций Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ имени Пушкина и других российских музеев арестованы на финской таможне. Они следовали домой из Италии, куда были отправлены осенью прошлого...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?