Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Главная Культура 00:01 13 Мая 2022 8978
Екатерина Мочалова: У моей домры есть сестры по всему миру - и в Италии, и в Казахстане

Важно не то, на чем ты играешь, а как, убеждена музыкант-виртуоз, наставница и просто красавица Екатерина Мочалова

Сергей Бирюков
Екатерина Мочалова со своими главными любимицами – домрой и мандолиной. Фото: Даниил Рабовский. Из личного альбома артистки

Среди музыкальных чудес только что закончившегося XIV Международного фестиваля Юрия Башмета в Ярославле (спектакль «Волшебная флейта» с плеядой великолепных молодых певцов, ожившие голоса солдат Великой Отечественной в постановке «Волоколамское шоссе» на музыку Шостаковича и Барбера, десятки других ярких событий) заворожила совсем особая краска: в программе музыки барокко в содружестве с клавесином, флейтой, скрипкой, виолой да гамба, лютней и прочими инструментами-европейцами на равных прозвучала наша родная домра. Чей нежный звон привычнее слышать в оркестрах русских народных инструментов или в сольных фантазиях на фольклорные темы — но оказалось, он прекрасно вливается в партитуры Антонио Вивальди, Луи-Клода Дакена и прочих мастеров галантного века.

А игравшая на этом трехструнном чуде домристка Екатерина Мочалова готова вновь и вновь доказывать, что ее любимому инструменту по силам самые масштабные музыкальные задачи. Почему так непроста, а временами трагична история домры? Как вышло, что наших виртуозов, которым устраивают овации в итальянских и японских залах, почти не видно и не слышно на отечественном телевидении? Отчего многим тысячам детей, интересующихся народной музыкой, непросто купить качественный и доступный по цене инструмент? Об этом и многом другом — наша беседа.

— Екатерина, каково было вашей домре примерить на себя «кринолины» музыки XVII — XVIII веков?

— Домре не в диковинку и более экзотичные музыкальные «наряды». Наш инструмент бытовал у русских скоморохов уже в XVI веке, но в XVII столетии попал под строжайший запрет — церковь и государство опасались власти музыки и танца над людскими душами. Смерть грозила даже за простое хранение домры. Вот и вышло, что она исчезла на 250 лет, пока в конце XIX века Василий Андреев не воссоздал ее, включив в свой знаменитый русский оркестр. Но понадобился еще почти век, чтобы домристы доказали: их инструмент способен на гораздо большее. Хотя и в наше время композиторы-симфонисты, бывает, удивляются, когда просишь их написать, допустим, концерт для домры с оркестром — но это в первый момент, а потом говорят: пожалуй, возьмусь... И пишут интереснейшую музыку, как было у меня с Александром Владимировичем Чайковским, Кузьмой Бодровым и другими мастерами.

С Юрием Башметом на концерте в зале имени Чайковского

Что же касается Юрия Абрамовича Башмета — он обожает эксперименты. Поскольку сам — первопроходец, выведший альт с его скромных оркестровых позиций на лидирующие сольные. И увидел во мне, играющей как с различными оркестрами, так даже с джазовыми ансамблями, родственную душу. Ну а музыка барокко — это просто благодатное поле для домры. Ведь она, будучи щипковым инструментом, встречается здесь со столькими собратьями: лютней, мандолиной, клавесином... Помню, во время одного из совместных концертов в Большом зале консерватории Юрий Абрамович познакомил меня с замечательной клавесинисткой Александрой Кореневой, мы решили сделать совместную программу — и сами поразились, до чего красиво получается. Притом эта музыка — очень добрая, светлая, искренняя. Образная до живописности. Вот сейчас в Ярославле мы с Сашей, а также скрипачом Евгением Субботиным и другими солистами исполнили концерт «Буря на море» Вивальди, «Перекличку птиц» Рамо, «Кукушку» Дакена, даже «Гулливер-сюиту» Телемана, где есть чакона лилипутов, жига великанов, дикая пляска йеху...

С клавесинисткой Александрой Кореневой на репетиции в Большом зале консерватории

— Когда несколько десятилетий назад вас впервые привели в музыкальную школу — как вы «угадали», что именно вот этот инструмент — «ваш»?

— Это абсолютно дело интуиции. Мне долго показывали разные инструменты, но как только я взяла в руки домру — ладную, округлую, ласково прилегающую прямо к сердцу, — поняла: хочу играть на ней. Родители-инженеры были в шоке — они даже слова «домра» не слыхали. Чем только укрепили мой выбор. Вот так мне с самого детства пришлось доказывать право домры быть равной в семье самых уважаемых музыкальных инструментов.

Еще одно судьбоносное событие — приезд в мой родной Витебск выдающегося домриста, профессора Российской Академии музыки имени Гнесиных, народного артиста России Александра Андреевича Цыганкова. Учительница посадила меня, первоклашку, в первый ряд, и я не только увидела, как он держит инструмент и ставит пальцы, но почувствовала в самом взгляде, в прикосновении к струне благоговейное отношение к музыке ... В тот день я окончательно поняла, что буду музыкантом и никто и ничто меня с этого пути не собьет. Потом уже последовал переезд в Москву, учеба в той самой Гнесинской академии, где преподают самые выдающиеся музыканты, в том числе мой педагог Вячеслав Павлович Круглов...

— ...И где теперь преподаете вы сами (а еще Екатерина учит студентов Тамбовского института имени Рахманинова). Я слышал ваше исполнение Скрипичного концерта Чайковского, и, честно, не очень понимаю, как удается передать все богатство его ткани с помощью всего трех струн, да еще придать щипковому звучанию такую певучесть.

— Отчасти домристы взялись за скрипичную классику от не очень хорошей жизни — просто не было у нашего инструмента, возрожденного всего 125 лет назад, столь богатого репертуара. Отчего никто из домристов не обратился к Прокофьеву, Шостаковичу, Стравинскому, Хачатуряну, Хренникову, Свиридову, Борису Чайковскому с просьбой написать для них оригинальные сочинения — загадка, но факт. Очень жаль. Может быть, именно из боязни, что домра не «запоет» так, как скрипка? Но на самом деле наше домровое тремоло — считаю, самый выразительный прием, ведь в нем есть то, чего нет даже в смычковом звучании — трепет, которой может быть и нежным, как легкое дыхание, и страстным, как крик. Еще в годы учебы я переиграла едва ли не все главные скрипичные концерты, сама делала переложения. А когда Юрий Абрамович услышал в моем исполнении «Хоровод гномов» итальянского композитора-романтика Антонио Баццини, то сказал, что на домре это звучит как минимум не хуже, а может быть, и лучше: в ее тембре больше, чем у скрипки, звончатости и полета. Это теперь и мое глубокое убеждение: важно не то, на чем ты играешь, а — как! В его справедливости меня окончательно убедила реакция итальянской публики. На известном фестивале Башмета «Дорогами просекко» в Конельяно я играла сперва на мандолине, а потом вышла с домрой и исполнила пьесу Баццини. Зал затих — а с последним аккордом грянула овация.

Или вот случай в Японии, на крупнейшем международном конкурсе Osaka International Mandolin Competition. На заключительном концерте я взяла в руки домру, о которой там, конечно, никто до того не слышал, и сыграла бонусную пьесу. После чего сразу получила приглашение на концерт уже как домристка. Можно сказать, мандолина, гораздо более известная в мире, помогла своей русской сестре проложить дорогу к международной публике.

— Но русской музыке и русским инструментам порой приходится нелегко на их собственной родине. Недавно я был в Калининграде, слушал тамошний оркестр — великолепные музыканты, диву даешься, как они справляются, например, со сложнейшей партитурой «Картинок с выставки» Мусоргского: ведь коллектив укомплектован едва наполовину! И это в «самой европейской» области страны...

— Разделяю ваше беспокойство, хотя еще важнее, чтобы его разделили и в руководстве региона. Если же говорить в национальном масштабе, мне кажется, начинать надо с основы — поддержки детского музыкального образования. Сейчас просто бум интереса к народным инструментам. А какие талантливые дети — это видно по фестивалям того же Башмета или Дениса Мацуева, где обязательно кто-нибудь из юных виртуозов участвует. Или по моему фестивалю «Прима домра» в Тамбове, который в ближайшем сентябре пройдет уже в третий раз. Или, допустим, по телеконкурсу «Синяя птица», где победила тамбовская балалаечница Настя Тюрина, свободно ориентирующаяся в хитрейших джазовых ритмах. А взять Лизу Ракушину — звездочку-домристку из Москвы, тоже дошедшую до финала «Синей птицы»... Фантастически музыкальная девочка!

С Александром Цыганковым, Александром Чайковским и Лизой Ракушиной в музее-усадьбе С. В. Рахманинова «Ивановка»

Но тут встает другая проблема: приходит ко мне одаренный ребенок — а инструмент, на котором он играет, ужасного качества. Не хватает специальных детских инструментов — доступных по цене восьмушек, четвертинок, какие столетиями практикуются в скрипичном или виолончельном обучении... Когда-то Россия была одним из мировых лидеров в производстве инструментов от балалаек до роялей. Сегодня эта индустрия почти полностью разрушена.

Ну и третье: средства массовой информации практически не поддерживают народное музыкальное искусство. Да, меня несколько раз звали в программу Первого канала «Доброе утро», и я всегда охотно туда шла, стараясь музыкой поддержать в людях хорошее настроение. Но ведь это капля в море. Никакого сравнения со временами, когда Александр Цыганков вел одну из популярнейших передач Центрального телевидения «Голоса народных инструментов». Или с сегодняшней Белоруссией, где по тамошнему Первому каналу показывают конкурс юных цимбалистов...

С юными домристами на всероссийском молодежном форуме «Таврида»

В Азербайджане изображения народных инструментов печатают на банкнотах. В Казахстане президент играет на домбре (это еще одна сестра нашей домры)... В той же Японии оркестры мандолинистов исполняют симфонии Чайковского...

Но знаете, наверное, удивлю вас внезапным выводом — на самом деле, мне кажется, это у нас должны все учиться. Не частностям, пусть важным, а общему прогрессу музыки для народных инструментов. Нигде больше в мире для них не написано столько самых современных партитур, не создано столько коллективов высочайшего профессионального уровня. Тем более надо с уважением продвигать то, что создано предшественниками и талантливыми современниками.

— Не сказалась ли на вас кампания разрыва связей с Россией, что вошла сейчас в моду в мире?

— К сожалению, и музыкантов-народников это недоброе веяние не миновало. На днях я получила из Японии письмо, из которого поняла, что может не состояться исполнение пьесы, специально написанной Ефремом Иосифовичем Подгайцем для меня и моего японского друга-коллеги Ясунобу Иноуэ, намеченное на ближайшую осень. А ведь музыканты всегда были посланниками мира. Вспомните победу Вана Клиберна на конкурсе Чайковского в разгар холодной войны...

Кроме того, талантливые композиторы часто становятся провидцами. В моем репертуаре есть «Славянский концерт» Александра Цыганкова, в котором три части: «Дума об Украине», «Белорусский романс» и «Мелодии России». И почему-то, если вторая и третья части светлы, украинская тема вышла у Александра Андреевича печальной и тревожной. А ведь написал он ее в 2013 году, когда вспыхивали лишь самые дальние зарницы сегодняшней грозы. Совсем удивительное совпадение — буквально накануне 24 февраля я играла «Думу об Украине» в Нижнем Новгороде... Мечтаю как можно скорее вновь сыграть это произведение — по случаю восстановления мира и доверия между нашими народами.

Комментарии для сайта Cackle
Культура 00:05 / 09 Сентября 2022 17066
Граненый символ эпохи

Почему этот стакан назвали «губастым» и за что его уважали любители «сообразить на троих»

Марина Крючкова, архивариус
Труд
«Утренний натюрморт», Кузьма Петров-Водкин, 1918 г. Фото из открытых источников.

Николай II, объявивший в 1913 году, что 11 сентября отныне станет Днем трезвости, не подозревал, что судьба и здесь приготовила ему сюрпризец. Ровно через три десятилетия, день в день, на заводе в городе...

Артист Юрий Соломин – о тайне великого первооткрывателя Владимира Арсеньева, роль которого сыграл полвека назад

Любовь Лебедина
Труд
Фильм «Дерсу Узала», удостоенный «Оскара», приза Московского кинофестиваля и многих других наград, давно стал мировой классикой. Фото: kinopoisk.ru

10 сентября исполняется 150 лет со дня рождения знаменитого исследователя Приамурья, офицера русской императорской армии Владимира Арсеньева, внесшего неоценимый вклад в изучение уникальной природы и истории этого богатого...

Многие-то думали, что она останется за границей. А зря

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Труд
Алла Борисовна вернулась, и куча бойких болтунов померкла на ее фоне. Фото: Вадим Тараканов, globallookpress.com

Старинный анекдот про Брежнева, «мелкого политического деятеля эпохи Аллы Пугачевой», живо вспомнился мне после возвращения Аллы Борисовны в Россию. Многие-то думали, что она останется в Израиле или Латвии, куда отправилась...

Культура 17:01 / 10 Сентября 2022 14166
Роковая кондитерская

Есть в Петербурге зловещее место…

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

В русской истории это место на углу Невского и Мойки сыграло зловещую роль. В знаменитой кондитерской Вольфа и Беранже 27 января 1837 года Пушкин встретился со своим секундантом Данзасом за час до рокового...

Актриса и член жюри конкурса комедий – о том, почему дела с юмором в искусстве у нас не очень веселы

Сергей Бирюков
Труд
У актеров, несущих зрителям радость, часто грустные глаза. Лика Рулла – не исключение. Фото из личного альбома

Сообщение это одновременно пришло из «юморного» ТНТ и академического ГИТИСа: оба столь непохожих учреждения, при поддержке главного отечественного видеохостинга Rutube, объявили совместный конкурс на написание комедий,...

Культура 00:22 / 12 Августа 2022 13465
Ася вернулась

В повторный прокат выходит «полочный» шедевр Андрея Кончаловского

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» с сайта kinopoisk.ru

В московском киноцентре «Октябрь» стартовала ретроспектива к 85-летию классика отечественного кино Андрея Кончаловского. Открыла киномарафон «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»....

Легендарный фильм Михаила Козакова впервые выходит на большой экран

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Путь «Покровских ворот» к зрителю оказался тернистым. Кадр с сайта kinopoisk.ru

С 8 сентября в кинотеатрах по всей стране стартует показ фильма «Покровские ворота», покадрово восстановленного в лабораториях киноконцерна «Мосфильм». Благодаря качественной реставрации, зрители...

Он сыграл в сериале «Классная Катя» про географичку поневоле, которой стала безбашенная дочка мэра

Сергей Беднов
Труд
Фото: Дмитрий Рогулин, globallookpress.com

До начала учебного года осталось всего ничего. Он ознаменуется двумя телепремьерами, о которых «Труд» уже писал. «Россия 1» запустит шоу «Классная тема», где выдающиеся педагоги продемонстрируют...

Культура 21:21 / 17 Сентября 2022 11767
Неужели ничего святого?!

У британской молодежи вызвала нехорошие подозрения одна деталь траурного туалета супруги принца Гарри Меган Маркл

Труд
Фото: Pool/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Как уже сообщал «Труд», работа над шестым сезоном сериала «Корона» в связи с кончиной главной героини — королевы Елизаветы II — была прервана. «Корона» — это наше...

Культура 00:20 / 16 Сентября 2022 11680
Как подставить Вангу

Телеканал НТВ откопал на российских просторах живого и довольно бодрого в свои 86 лет Вангу-деда

Сергей Беднов
Труд
Иван Дмитриевич дал свой прогноз на будущее президента Украины Владимира Зеленского: «17 сентября его ждет большая неожиданность»

Помните американский блокбастер «Послезавтра» про Апокалипсис, постигший человечество из-за глобальной катастрофы? Оглушенные зрители, выходя из зала, утешали себя: мол, даже если подобное вообще возможно, то когда оно,...

Режиссер низкопробных комедий замахнулся на святое. И вот что из этого получилось…

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
На экране ближе к финалу все счастливы. А в зрительном зале царит уныние. Кадр из фильма «Ирония судьбы в Голливуде» с сайта kinopoisk.ru/picture/3874071/

На российские экраны вышел англоязычный ремейк знаменитого рязановского фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». Поставил картину российско-американский режиссер Марюс Вайсберг, печально известный по низкопробным...

Новый фильм известного режиссера включен в конкурс Московского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Как выразилась режиссер - с ее «Огорода» сняли два урожая

Через неделю, 26 августа, стартует Московский международный кинофестиваль (ММКФ) — главное кинематографическое событие года. Всего в рамках фестиваля покажут более 230 фильмов из 65 стран. В основной конкурс,...

ФССП обязала Мариинку сохранить дом Лермонтова

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
«Будем трудиться!» - заверил в 2016 году руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

Уникальный случай в истории отечественной оперы и балета. Прославленный Мариинский театр будет принужден Федеральной службой судебных приставов к сохранению дома Лермонтова. «Реставрация дома Лермонтова на Садовой...

30 лет назад в России появились «новые русские»

Ирина Хмара
Труд
Образ «нового русского» в кино весьма наглядно воплотил Никита Михалков в фильме «Жмурки»

В сентябре 1992-го в газете «Коммерсантъ» впервые появился термин «новые русские». Изначально это понятие имело вполне положительное значение: так журналисты окрестили зарождавшийся в стране «передовой...

В театры возвращается цензура

Любовь Лебедина
Труд
В Вахтанговском театре открыли памятник Владимиру Этушу, Василию Лановому и Юрию Яковлеву. И заявили, что решать все творческие вопросы будут без вмешательства извне. Фото предоставлено пресс-службой театра

Помните перестроечную борьбу с цензурой, итог которой был закреплен в Конституции, исключающей это проявление несвободы в России? Сколько восторгов было тогда по такому поводу. Похоже, поторопились? Цензура, она такая: ты ее в дверь,...

Разговор с обладательницей приза «Выбор читателя» на III конкурсе «Русский детектив»

Дина ЕГОРОВА
Труд
Еще недавно Антонина и подумать не могла, что будет соревноваться с кумирами миллионов читателей. Фото предоставлено издательской группой «Эксмо-АСТ»

Молодая, но уже весьма популярная в молодежной среде писательница Антонина Крейн завоевала приз «Выбор читателя» премии «Русский детектив», третий год подряд присуждаемой холдингом «Цифровое телевидение»...




Реклама. Рекламодатель: АО «Всероссийский банк развития регионов» /ID-vbrr





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?