Пираты берут на абордаж

«Барби» и «Оппенгеймер» шествуют по российским экранам

Несмотря на заметный рост российских картин в прокате, наши кинотеатры по-прежнему испытывают трудности с формированием привлекательного репертуара. После того, как в феврале прошлого года с нашего рынка ушли пять крупнейших голливудских студий (Universal Pictures , Warner Bros, Walt Disney Pictures, Sony Pictures и Paramount Pictures), сборы кинозалов упали в два-три раза. Ситуация выправляется, но медленно и трудно.

Эйфория, возникшая после беспрецедентных кассовых сборов «Чебурашки» (7 млрд руб) и относительно успешного проката высокобюджетного космического фильма «Вызов» (2 млрд руб), к октябрю сошла на нет. Провальное лето, которое принесло кинотеатрам одни убытки (за этот период ни один фильм не собрал хотя бы 1 млрд рублей), вялый осенний прокат вновь поставили отрасль на грань выживания.

Да, 60% общей кассы сегодня приносит российское кино. Но без зарубежных, в особенности, американских фильмов (последние выходят как легально, так и нелегально), многие наши кинотеатры вряд ли смогли бы пережить лето. По итогам девяти месяцев нынешнего года в ТОП-10 самых успешных в прокате картин вошли американская лента «Джон Уик 4», кассовые сборы которой составили 874 млн руб, полнометражный французский мультфильм «Леди Баг и Супер-Кот: Пробуждение силы», заработавший почти 800 млн руб, и британская «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать», касса которой приблизилась к 685 млн руб. И еще 990 млн руб заработала (внимание!) шестиминутная лента «Три добрых дела», выпущенная еще в декабре 2022 года.

На самом деле, на сеансах с этой короткометражкой в качестве так называемого предсеансового обслуживания в течение многих месяцев демонстрировался блокбастер Джеймса Кэмерона «Аватар: Путь воды», который в итоге принес российским кинотеатрам порядка 2,5 млрд руб. За последние месяцы под прикрытием подобного рода короткометражек на наши экраны вышло порядка 20 крупных голливудских фильмов (к примеру, «Форсаж», «Русалочка», «Индиана Джонс и колесо судьбы», новые «Стражи Галактики и «Трансформеры»). Все они были завезены из сопредельных стран по серому импорту. Только в третьем квартале сборы американских блокбастеров составили порядка 1 миллиарда рублей. А по итогам девяти месяцев нелегальный бокс-офис наших кинотеатров приблизился к 4 млрд.

Сейчас пришло время «Барби» и «Оппенгеймера». Трехчасовой байопик об изобретателе атомной бомбы пользуется меньшим спросом, а вот «Барби» широко шагает по России. Несмотря на предупреждение заместителя министра культуры Андрея Малышева о том, что голливудские хиты не соответствуют нашим традиционным морально-нравственным ценностям, «Барби» идет в 120 городах страны. В том числе, и в десятках московских кинотеатров, главным образом, окраинных — крупные киносети показывать пиратский контент не рискуют. По некоторым сведениям, нелегальные показы «Оппенгеймера» и «Барби» расписаны до середины будущего года.

Власти на сомнительную практику с серым импортом в сфере кинопоказа смотрят пока сквозь пальцы. Видимо, судьба семи тысяч кинотеатров и десятков тысяч занятых в этой системе людей волнует их больше. Представители кинотеатров, в свою очередь, заявляют, что предпочли бы не связываться с пиратами, если бы отечественная киноиндустрия бесперебойно выпускала зрелищные картины. Но повторить опыт «Чебурашки» пока ни у кого не получается. Стартовавший на днях приключенческий фильм «Повелитель ветра» с Федором Бондарчуком в главной роли собрал за первый уик-энд 120 млн руб. Результат по нынешним временам неплохой, но явно ниже ожидаемого.

По многолетней традиции потенциальные российские отечественные хиты выходят на экраны осенью и зимой. В скором времени в прокате должны появиться комедии «Вася не в себе» и «Страсти по Матвею», исторический блокбастер «Императрицы», приключенческая драма «Дух Байкала», мультфильм «Смешарики снимают кино», киносказка «По щучьему велению», триллеры «Синдром» и «Туман», режиссерский дебют популярного актера Александра Петрова «Планета Максимус»... Смогут ли они переломить ситуацию, — экран покажет.

Тем временем

Министерство культуры РФ прорабатывает меры для борьбы с показами в отечественных кинотеатрах фильмов, не получивших прокатного удостоверения. Об этом заявила глава ведомства Ольга Любимова в ходе заседания комитета Госдумы по культуре: «Мы сейчас серьезно обсуждаем эту проблему. И обращения граждан есть, и вы знаете, что это дискутируемая проблема в обществе в целом. Пока просто ищем механизм того, как можно взаимодействовать с кинотеатральными сетями, чтобы избежать этого рода прецедентов».