Это есть наш последний?...

Похоже на то, что в России начинается серьезная борьба с коррупцией во всех эшелонах власти

 Да, в России такого еще не было: громкие коррупционные скандалы, связанные с хищением бюджетных средств, разгораются сразу в трех ведомствах: Минобороны, Минрегионе и компании РКС, отвечающей за развитие системы ГЛОНАСС. «Многие склонны видеть в этом исключительно кампанейщину, решение клановых вопросов, а отнюдь не борьбу с коррупцией как с явлением, – сказал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. – Но намеки на кампанейщину абсолютно несостоятельны. Это последовательная, ежедневная работа, и одним махом здесь ничего не решить».

Конечно, всем нам, обычным гражданам, хочется верить, что на самом верху осознали наконец величайшую опасность того дикого уровня коррупции во всех эшелонах и на всех уровнях власти, что мучит страну. Но и сомнения на этот счет самые серьезные. Ибо увольнение федерального министра и возбуждение нескольких уголовных дел о многомиллиардном мошенничестве – еще не показатель. В том же оборонном комплексе воровство длилось не первый год. И, как выразился сам Дмитрий Песков, «не измени Сердюков жене и не пожалуйся та своему папочке – сидел бы себе тихо, и, хоть 100 миллиардов укради, ничего бы ему не было». Такой вариант в нашей стране тоже очень возможен.

Огромные деньги, 6,5 млрд рублей из проекта ГЛОНАСС, тоже были украдены не вчера и не на прошлой неделе. Как признался руководитель президентской администрации, бывший куратор проекта Сергей Иванов, еще пару лет назад у него появились подозрения, но он, как настоящий разведчик, «долгое время не подавал виду и терпел, чтобы не вспугнуть нечистых на руку чинуш». А теперь ищи-свищи эти миллиарды!

Кстати, и с нынешними разоблаченными расхитителями и их покровителями еще не все ясно. Объявлено, что уволенный министр Сердюков должен в месячный срок освободить служебную квартиру. Но кто вернет в казну сумасшедшие деньги, затраченные на «министерский ремонт» этих апартаментов, занимающих целый этаж старинного особняка (в прессе называется сумма в 50 млн долларов)? Да и председатель правительства Дмитрий Медведев, комментируя отставку чиновника, причастного (по преступному недомыслию или злому умыслу – это уж пусть определит следствие) к огромным кражам из военного бюджета, заявил, что «деятельность Анатолия Сердюкова на посту министра обороны в целом была эффективной», а у самого премьера к министру претензий нет.

И даже полная раскрутка куда менее заметных фигур – фигурантов дела «Оборонсервиса» – становится проблематичной. Ибо куратор оборонки, вице-премьер Дмитрий Рогозин на днях признался, что смог подключить к расследованию подведомственную (!) смежную структуру – «Рособоронзаказ» – только после того, как назначил туда нового руководителя.

Ржавчина коррупции давно разъедает российский государственный аппарат.

Хотя Сергей Иванов излучает оптимизм, заявляя, что борьба с коррупцией уже приносит позитивные результаты: «Давайте вспомним, что у нас было 10 лет назад, и что сейчас? У нас 10 лет назад были такие дела? Что-то не припоминаю…»

Он прав в одном: таких дел у нас раньше не было. По данным общественной антикоррупционной приемной «Чистые руки», сегодня средний размер взятки по стране составляет 300 тысяч рублей – сумма космическая в сравнении с данными 2008 года, когда был принят закон о противодействии коррупции. Тогда, по данным департамента экономической безопасности МВД, средний размер взятки составлял 9 тысяч, то есть налицо рост в 33 раза. Эксперты приемной «Чистые руки» утверждают, что процентное соотношение коррупционного оборота от валового внутреннего продукта страны ныне составляет 52%. То есть более половины российской экономики ныне находится в коррупционной тени.

Нет никаких улучшений и при сравнении России с уровнем коррупции в других странах. Занимающаяся этим международная организация Transparency International начала рассчитывать индекс восприятия коррупции для России с 1996 года, когда в рейтинг входило 54 страны – и Россия оказалась на 46–47‑х местах вместе с Индией. В 1999 году индекс был рассчитан для 99 стран, Россия заняла 82-е место – рядом с Эквадором. В 2007 году Transparency International включила в свой рейтинг 180 стран, Россия там была 143-й, в компании с Гамбией, Индонезией, Того. На том же 143-м месте мы остались и по итогам 2011 года, когда в рейтинге было 182 страны. Но параллельно в «Индексе взяткодателей», подготовленном Transparency International, российские компании были названы самыми коррумпированными при проведении зарубежных операций (исследовались 28 стран). И это очень дорого обходится нашей экономике.

В соседнем Китае лучше нас осознают коррупционную опасность и для политики, и для экономики. Там на только что прошедшем съезде компартии эта проблема обсуждалась в качестве первостепенной. Готовится программа создания политических и экономических механизмов, делающих коррупцию невозможной и невыгодной. Особый упор в Китае делается на ликвидацию «родственной паутины»: руководители всех ступеней, но особенно высшего звена, обязаны строго контролировать своих родственников и ближайший персонал, не позволяя им пользоваться привилегиями. «Моя супруга ушла со всех постов, полностью ушла, – отчитывался перед товарищами по партии член политбюро ЦК Юй Чжэншэн. – То есть у нее нет никаких должностей, в том числе по совместительству. Поэтому я не обязан жену серьезно контролировать. У моего сына свое дело, он энергично и напряженно работает. Однако я сказал ему вот что: ты не должен вести дела в Шанхае, с шанхайскими организациями, которыми я занимаюсь и которые входят в сферу моей компетенции, ты не должен общаться с шанхайскими чиновниками».

У нас достаточно суровые законы, направленные против коррупции, и абсолютно необязательное, выборочное их применение. Теперь глава президентской администрации Сергей Иванов для борьбы с корыстолюбивыми госслужащими предлагает ввести в законодательную практику конфискацию имущества, нажитого преступным путем. Но для этого тоже прежде всего нужна неотвратимость наказания – начиная с самых высоких чиновников.

Громкие процессы в Минрегионе, Минобороны и «Российских космических системах» покажут, как далеко власть готова продвинуться по пути самоочищения.

Голоса

Андрей Бунич, президент союза предпринимателей и арендаторов России:

– Я надеюсь, что началась реальная борьба с коррупцией. Но говорить об этом с уверенностью можно в том случае, если эти дела будут продолжены, список подозреваемых и посаженных будет расширяться, если действительно главные действующие лица будут отправлены в соответствующие места. В том числе и сам Сердюков, конечно, если говорить о скандале в Минобороны. Никакого другого способа, кроме посадок, для борьбы с коррупцией еще никто не придумал. Конечно, нужны дела, где бы фигурировали высокопоставленные лица, потому что народ хочет именно этого, хочет, чтобы был наказан главный виновник.

Сам же факт того, что министра обороны, высокопоставленное лицо, сместили и к нему близко подошли, вселяет надежды. Если власть будет продолжать в том же духе, должно что-то получиться. Это и сигнал чиновничеству. Есть смысл задуматься, стоит ли включаться в коррупционные схемы. До сегодняшнего времени такого выбора просто не было: если ты не включался в эти схемы, тебя просто выкидывали оттуда. Для того чтобы этот вариант возник, нужно расчистить место. Кто-то, конечно, продолжит воровать, но появятся и такие люди, которые будут руководствоваться другими соображениями, в том числе реализовывать свои амбиции на службе, самовыражаться. Или просто бояться красть из казны.