Кино без перевода

В Москве состоялся Большой фестиваль мультфильмов

Большой фестиваль мультфильмов прошел в Москве уже в седьмой раз и стал еще больше, чем в прежние годы. За 12 дней на 17 площадках показали около четырехсот мультфильмов. Российские премьеры, блоки западных фильмов-победителей важных мировых фестивалей, мастер-классы знаменитостей (на это раз это были Коджи Ямамура из Японии, Жорж Швицгебель из Швейцарии, наши мастера Юрий Норштейн и Михаил Алдашин), подборки фильмов из архивов и работы начинающих аниматоров, множество детских короткометражек и картины полного метра привлекли тысячи зрителей.

Зрители на этом фестивале не просто смотрят кино, но еще и голосуют за то, что понравилось. По результатам анкет определяются победители. И если несколько лет назад публика голосовала в основном за развлекательное кино, то в этом году в финал вышли фильмы умные и серьезные. На заключительной церемонии в кинотеатре «Художественный» призы в виде куклы Анимаши и красивые дипломы достались изящной шутке «Демоны» Теодора Ушева (Германия, Болгария, Канада) — танцу орнаментов на старых виниловых дисках, а также пронзительному кукольному фильму о войне «Женские письма» (Аугусто Зановелло, Франция). Лидером стала еще одна кукольная картина — «Вверх тормашками» Тимоти Рекарта (Великобритания) — абсурдистское размышление о семейных ссорах. Так что прогнозы о том, что технологии 3D вытесняют кукольную рукотворность, оказались преждевременными.

В конкурсе российских премьер победили рисованные фильмы — «Алдар и серый волк» Рима Шарафутдинова — сказочные погони под башкирские плясовые мотивы; «Длинный мост в нужную сторону» Ивана Максимова —философская притча об одиночестве, терпении, самопожертвовании. Приз критики получила «Обида» Анны Будановой — воспоминания старой женщины, превратившей свою обиду в живое существо, страшное чудовище, несущее смерть. Фаворитом зрителей стал фильм молодого Леонида Шмелькова «Прыг-скок», легко балансирующий между анекдотом и размышлениями о людской психологии. Второе место занял «Сказ Хотанского ковра» — одна из самых интересных новых картин цикла «Гора Самоцветов» студии «Пилот» Александра Татарского. Режиссер этого смешного, нежного и поучительного фильма Наталья Березовая, ответила на вопросы «Труда»:

— В чем особенность Большого фестиваля мультфильмов?

— С каждым годом фестиваль становится все интереснее, создаются невероятные события для зрителей и участников. Например, Фабрика мультфильмов, где дети и их родители могут не только увидеть, как делаются мультфильмы, но и сами принять участие в их создании. Проводятся интереснейшие мастер-классы. Событий много. И то, что в отличие от многих фестивалей, победителей здесь определяют зрители, для награжденных особенно приятно.

— В рамках фестиваля Вы занимались со студентами из разных стран. Что нового открыли?

— Оказалось, что у порога дедлайна стираются языковые границы. Девушка из Швейцарии может работать на компьютере, где все написано по-чешски, а француз рисует в русифицированной версии программы. К концу третьего дня мы уже не замечали, кто на каком языке говорит, понимали жесты друг друга. Разницы в мышлении между нашими и иностранными студентами я не заметила. Но европейские студенты более развиты в техническом плане. Работать в 2D или в 3D анимации для них не проблема. Зато наши ловчее выкручиваются из сложных ситуаций.

— Чего на ваш взгляд не хватает нашей анимации?

— Очень мало по-настоящему качественных специалистов. Зачастую хорошие идеи просто портятся неумелым рисунком или кривым движением. Да и с идеями не всегда хорошо. Тому есть много причин, начиная от недостаточно хорошего образования, заканчивая общим отношением к работе художников. И финансирования всегда недостаточно. С одной стороны, не на что вырастить свои кадры, а с другой, нечем платить за работу. В связи с низкими бюджетами из производства рисованного фильма выпадают несколько профессий. Увы, на студии «Пилот», скорее всего мультфильмы в такой технике делать уже не будут.

— Можно ли купить ваш фильм и фильмы ваших коллег на дисках? Есть ли регулярный прокат в кино?

— Знаю, что некоторые фильмы выпускаются небольшими тиражами и прокат авторских короткометражек не очень успешен. Это парадокс. На фестивалях нас всегда спрашивают, где купить фильмы, почему нет проката? Но зрители не идут на программы короткого метра, тем более авторского. Такие фильмы смотрят только в рамках специальных показов и фестивальных программ. Надеюсь, что когда-нибудь ситуация изменится.