«Бабушка легкого поведения» навечно в строю

В Туле завершился фестиваль кинокомедии

Целую неделю столица оружейников Тула была еще и столицей смеха. Здесь уже в 20-й раз прошел фестиваль комедии «Улыбнись, Россия!». Президент киносмотра Алла Сурикова убеждена, что в наши непростые времена люди как никогда нуждаются в доброй улыбке, заразительном смехе. И ее убежденность сполна разделили тысячи зрителей, которые побывали в пяти городских кинотеатрах. Впрочем, по случаю юбилейной даты фестиваль расширил свою географию. Популярных артистов с концертами в этот раз, помимо Тулы, встречали еще в 17 городах и поселках области.

Актер Юрий Гальцев (слева) на экскурсии в Ясной Поляне

Фестиваль кинокомедии давно уже перерос, как мне кажется, свои когда-то установленные рамки. По большому счету нынче это фестиваль не только кино, но и самых разных видов искусств, замешанных на улыбке и смехе. Не случайно в Тулу помимо мастеров экрана приехали еще и деятели театра, литературы, эстрады, цирка, работающие в веселом жанре. И потому уморительно смешной эстрадный концерт Клары Новиковой, или блистательный моноспектакль Александра Филипенко «У авторов в плену» с чтением произведений Михаила Зощенко, Аркадия Аверченко, Сергея Довлатова, или выставка фоторабот Екатерины Рождественской «Из частной коллекции» смотрелись в программе киносмотра столь же органично, как и показ комедийных фильмов.

Фестиваль в этом году был щедр на имена и лица прославленных людей: от Вадима Абрашитова, Сергея Сельянова, Людмилы Максаковой, Ларисы Долиной – доКонстантина Затулина и Леонида Рошаля. Но даже на этом фоне настоящим праздником для зрителей стал приезд в Тулу великой Алисы Фрейндлих, которую короновали за вклад в искусство комедии. Маленькая, как воробушек, легкая, как перышко, сохранившая к своим 85 годам женское очарование, блестящий интеллект, потрясающее чувство юмора, Алиса Бруновна весьма кстати вспомнила завет веселого пересмешника барона Мюнхгаузена: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Умное лицо — это ещё не признак ума. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица». И, произнеся эти слова, актриса весело улыбнулась.

Свой вклад в искусство комедии Алиса Бруновна, между тем, преувеличивать не стала. Более того, комедийные роли считает скорее исключением в своем творчестве, где было больше работ драматических и даже трагедийных. На мой вопрос о ее нынешнем творческом бытовании, ответила, что своим домом она считает театр, а в кино чувствует себя пришельцем. В последние годы на большом экране Алиса Бруновна появляется редко: новыми сценариями ее не заваливают. Снялась в фильме «Большой» Валерия Тодоровского в роли второго плана, а в ленте «Карп отмороженный» сыграла, как она выразилась, по блату, так как продюсером картины выступил ее внук. Но на интересное предложение по-прежнему готова откликнуться. Режиссеры, ау, где вы?

В один из фестивальных дней в Туле с нежностью вспомнили великого комедиографа Георгия Данелия, не так давно ушедшего от нас. Вечер его памяти прошел в Тульской филармонии. Зал был полон. Открылся занавес – ипублика восторженно ахнула. На сцене за накрытым грузинским столом – свином в графинах и щедрыми южными яствами – восседаликоллеги и друзья Данелия: актеры Станислав Любшин и Полина Кутепова, драматург Александр Адабашьян, ресторатор Торнике, журналист, писатель, сосед и друг Данелия Юрий Рост, который вел вечер. И, наконец, вдохновила это действо и приняла в нем самое активное участие ученица Георгия Николаевича, она же президент фестиваля Алла Сурикова.

Алла Сурикова и Клара Новикова поздравляют с 80-летним юбилеем актера Леонида Каневского

Вечер походил на фильмы самого Данелия, в которых смех соседствовал с печалью, а крутые повороты сюжета лишь оттеняли мудрость заложенного в них содержания. Зал много смеялся, но и затихал в раздумье. А слезы тем временем нет-нет, да и капали. Под конец вечера Адабашьян с грустью заметил, что того кинематографа, который исповедовал Данелия, больше нет. Современное кино становится более технологичным, оно удивляет компьютерными эффектами, но душа из него уходит.

Увы, кинопрограмма фестиваля «Улыбнись, Россия!» подтвердила это наблюдение. Фильмов, которые можно было бы поставить рядом с «Осенним марафоном», «Мимино», «Не горюй!», в Туле практически не было. Разве только прелестная документально-анимационная лента «Знаешь, мама, где я был», с неповторимым грузинским юмором рассказывающая о детстве выдающегося режиссера и драматурга Резо Габриадзе (кстати, соратника и соавтора Данелия), была вровень высоким комедийным образцам. Не зря эта лента, снятая сыном РезоГ абриадзе – Леваном, попала в список претендентов на «Оскар». А на фестивале в Туле получила приз кинопрессы и приз жюри «за новое слово в кинематографе».

Большинство же лент были вполне поточного, конвейерного производства. Почему в программу фестиваля не попали такие замечательные комедии, как «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой, «Интересная жизнь» Анны Яновской, «Папа, сдохни» Кирилла Соколова, уже получившие признание зрителей и критиков, для меня осталось загадкой. Жюри, которое много лет возглавляет Аркадий Инин, ничего не оставалось, как выбирать из того, что было.

В итоге гран-при завоевала семейная комедия «Давай разведемся» Анны Пармас с органичной во всех своих перевоплощениях Анной Михалковой, которая вытащила на хрупких женских плечах и эту душераздирающую сагу про то, что развод для 40-летней женщины с двумя маленькими детьми и беременным животом – совсем даже не трагедия. Анна была награждена дипломом за исполнение главной женской роли. А лучшей актрисой фестиваля стала Елена Валюшкина, сыгравшая сразу в четырех конкурсных фильмах: «Укрощение свекрови», «Любовницы», «Супербобровы. Народные мстители» и «Бабушка легкого поведения. Престарелые мстители». Такой вот неукротимой мстительницей оказалась прекрасная (без иронии) Елена Валюшкина…

Приз за лучшую мужскую роль получил Кирилл Каганович, сыгравший в двух фильмах: «Все или ничего» и «Грецкий орешек», о которых надо говорить все…или лучше ничего. Приза за лучшую мужскую роль второго плана был удостоен многоопытный Сергей Никоненко, снявшийся в фильме «Крымский мост», который критики еще в прошлом году разнесли буквально в щепы…

Приз за режиссуру получил Михаил Расходников, автор добротного и доброго, местами смешного, но чересчур предсказуемого фильма «Дорогой папа», рассказывающего о счастливом обретении олигархом брошенной им когда-то дочери, и Евгений Шелякин, создатель, на мой небезгрешный вкус, вяловатой, с претензиями на философию «Вечной жизни Александра Христофорова». Прелестная юная актриса Валентина Ляпина из первого фильма была награждена дипломом за лучшее исполнение роли подростка, а матерый Алексей Гуськов – за роль того самого философствующего на ровном месте массовика-затейника Христофорова.

Призы и дипломы (за актерский ансамбль, за лучшие трюки, за режиссерский и продюсерский дебюты и т. д.) сыпались на церемонии закрытия щедро. Всего, если я не обсчитался, было вручено почти два десятка официальных наград. Не мною сказано: широк русский человек, ох, широк…