Была такая песня: «Бухгалтер, милый мой бухгалтер...»

Зарплаты этих специалистов упали так, что песня мгновенно утратила популярность

В Минобрнауки рассказали о подходах абитуриентов к выбору будущих профессий. Как следует из свежего мониторинга, основанного на данных вузов, в ушедшем 2022-м выпускники активно поступали на специальности, связанные с проектированием автомобилей, судовождением и даже спортом. Однако глобальных изменений в общероссийском топ-5 не случилось: как и в предыдущие годы, его сформировали будущие врачи, учителя и айтишники.

Специалисты Министерства образования и науки зафиксировали резкий рост интереса абитуриентов к водному транспорту (по специальности «судовождение» разница с 2021 годом составила 58%), к сфере физкультуры и спорта (22%), а также к профессиям, связанным с производством автомобилей (14%). И в этом нет ничего удивительного.

Как рассказал руководитель лаборатории электротранспорта Московского политехнического университета Семен Земцев, перед российской промышленностью нынче встали амбициозные задачи по импортозамещению. «Одна из самых интересных и перспективных тем — автомобилестроение, которое на несколько лет вперед точно может обеспечить работой десятки тысяч молодых специалистов», — объясняет Земцев. Да и тяга к судовождению объяснима: интенсивность внутренних речных перевозок растет, активно развивается Северный морской путь, связывающий Дальний Восток и европейскую часть России, есть куда приложить руки.

Что касается спортивных специальностей, то внимание к ним со стороны абитуриентов в пору, когда российский спорт переживает тяжелые времена, связано с тем, что тренеры по физподготовке и фитнесу стабильно требуются в массовом сегменте. Количество тренажерных залов, физкультурно-оздоровительных центров и студий растет, а значит, есть надежда получить работу и зарплату в этой бодрящей сфере.

Впрочем, в целом расстановка сил среди самых популярных у абитуриентов специальностей остается прежней. По итогам 2022 года наиболее востребованным у российских выпускников стало педагогическое образование. На пятое место с третьего опустилось «лечебное дело», а места со второго по четвертое заняли специальности, связанные с информационными технологиями: прикладная математика, информатика и вычислительная техника, а также информационные системы и технологии. В условиях новой реальности — вполне осознанный выбор.

Отметим, что абитуриенты из Москвы и Санкт-Петербурга серьезно разошлись в оценках перспективности своих профессий со сверстниками из российской глубинки. Так, в столице педагогическое образование не попало в топ-5, а «лечебное дело» оказалось седьмым по популярности местом. Все остальные места в топ-10 заняли специальности, связанные с информационными технологиями. В городе на Неве похожая ситуация: здесь педобразование оказалось на третьем месте, «лечебное дело» — на восьмом, а все остальное, как и в Москве, связано с IT.

В остальных же регионах педагогика и врачебные специальности находятся на вершине рейтинга. Ну и вездесущие айтишники тут как тут, куда теперь без них. Такое расхождение приоритетов можно объяснить тем, что в глубинке выбор у абитуриентов не столь велик, как в столицах. Вопрос, сколько из тех, кто придет в медицинские и педагогические учебные заведения, останутся работать по специальности, остается открытым.

А смогут ли лет через пять-шесть многочисленные дипломированные IT-специалисты найти себе достойную высокооплачиваемую работу? Вопрос тоже не праздный. Многие аналитики склонны считать, что на рынке этого труда в недалеком будущем произойдет насыщение, а потом и перенасыщение.

Похожая ситуация сложилась в 1990-х, когда страну, шарахнувшуюся от плановой экономики к рынку, наводнили юристы, экономисты и бухгалтеры. Их зарплаты в условиях резко обострившейся конкуренции за рабочие места упали ниже плинтуса. И песня «Бухгалтер, милый мой бухгалтер» мгновенно утратила популярность.