Таврический дворец обретает вторую жизнь

Там завершилась реставрация залов, где в начале XIX века располагалась опочивальня императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I

В простом и величественном здании, выстроенном по строгим канонам классицизма для петербургской резиденции князя Григория Потемкина-Таврического, словно спрессована история России за два с половиной века.

С 1906 года здание стало местом заседаний первой русской Государственной думы. После Февральской революции тут находилось Временное правительство, а затем состоялось первое и единственное заседание Учредительного собрания. Почти весь ХХ век прошел в партийных заседаниях. В сентябре 1918-го во дворце открылись Высшая партийная школа и Рабоче-крестьянский университет. Так и пошло: то Коммунистический университет, то школа пропагандистов, то Высшая партшкола. Дворец и сегодня остается одним из центров политической жизни — это место штаб-квартиры Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ. Но обветшал Таврический изрядно.

По мнению сотрудника штаб-квартиры Сергея Сенькевича, в ремонте или реставрации нуждается половина помещений дворца — объекта культурного наследия федерального значения. Специалисты отремонтировали чердаки, привели в порядок кровлю, мраморные и дубовые лестницы, служебные помещения. В наступившем году планируется провести реставрацию нескольких исторических залов.

В опочивальне императрицы Елизаветы Алексеевны стены и потолок сохранили декоративную роспись, выполненную мастером монументальной живописи Пьетро Скотти. Проблемой для реставраторов стали настенная и потолочная роспись. В документах было указано, что живопись находится на штукатурке, а когда специалисты поднялись на леса, оказалось, что под живописью — холст. Пришлось применять другую методику.

— Мы использовали осетровый клей. Варим его из хрящей рыб, для укрепления красочного слоя где-то раствор нужен покрепче, где-то послабее. А для очищения живописи использовали хлебный мякиш, — рассказал руководитель группы художников-реставраторов Григор Геворгян. — На отделке Таврического дворца мы применяли материалы, какими работали мастера начала XIX века, например, использовали не цемент, а известково-песчаный раствор.

По старинным рисункам был воссоздан дубовый паркет. Чтобы устранить повреждения на печах, по историческим образцам и технологиям созданы белые изразцы с фруктовыми гирляндами. Вернули первоначальный облик мраморному камину, блеск — дверным замкам, петлям и ручкам. Заново покрыли золотом рамы старинных зеркал, а вот сами зеркала в уборной Елизаветы Алексеевны остались подлинными. Осталась во дворце та самая потертая амальгама, в которой когда-то отражался прекрасный облик императрицы, воспетой Александром Пушкиным: «Небесного земной свидетель, / Воспламененною душой / Я пел на троне добродетель / С ее приветливой красой».