ДМИТРИЙ БРУСНИКИН: "НАШ ЗРИТЕЛЬ БЕЗ ЛЮБВИ НЕ МОЖЕТ"

Первый блок русской версии телевизионного сериала "Закон и порядок: отдел оперативных расследований" прошел на НТВ в 2007 году с огромным успехом. Второй блок, идущий сейчас на том же телеканале, имеет такие же высокие рейтинги. О том, чем обусловлен успех этого детектива, корреспондент "Труда-7" Катерина Мигулина расспросила режиссера-постановщика и исполнителя одной из главных ролей Дмитрия Брусникина.

- Дмитрий Владимирович, сегодня День святого Валентина. "Импортный" праздник, как и ваш сериал. Отмечаете?
- Прекрасный праздник, но я его отмечать не привык. Стараюсь, чтобы в моей жизни каждый день был Днем влюбленных. Нужно всегда с любовью относиться к близким и просто окружающим тебя людям. И все у нас будет замечательно. А вот студенты мои сейчас наверняка вовсю обмениваются "валентинками".
- Вы дополнили второй блок сериала "Закон и порядок" любовными линиями, которых в американской версии нет. Скандалов по этому поводу никто не закатывал?
- Их немного, дополнений, американцы не очень-то позволяют вмешиваться в собственный сюжет. Но у нас сложились хорошие творческие взаимоотношения. Наши партнеры нам доверяют. Раньше они досконально контролировали процесс съемок, а сейчас позволяют немного отходить от сюжета. Мы добавили в сериал лирику, чтобы показать наших героев с разных сторон. Не только с профессиональной, но и с личной. Это только усилило интерес к персонажам.
- Неужели в американской версии вообще не было никаких "амуров"?
- В том и отличие этого сериала от других, может быть, даже его ноу-хау! Там полностью отсутствует личная жизнь героев. Только дело, работа. В Америке "Закон и порядок" не покидает экраны телевизоров более 10 лет, у них он в числе самых популярных. Вплоть до того, что одного из актеров сериала, Фреда Томпсона, выдвигали в качестве кандидата на пост президента США.
- Но для российского менталитета без чувств никак, да?
- У нашей публики всегда есть интерес к личному, ей важно знать, кто у следователя жена, красивая ли, добрая, есть ли у него дети.
- Дмитрий Владимирович, вы человек театра или все-таки кино и ТВ?
- Долгое время я был фанатично предан театру. Тогда Художественным театром руководил мой учитель Олег Ефремов. Он умел заразить идеями, мы составляли союз единомышленников. И первую свою телевизионную работу я делал еще при жизни Олега Николаевича - фильм "Чехов и компания". Он был связан со строительством Художественного театра. Мои первые шаги на ТВ так меня захватили, что вскоре телевидение стало моей основной деятельностью.
- То есть вы чувствуете себя на сериальных съемках как рыба в воде?
- Телесериал - несколько иной жанр, нежели полнометражное кино. Все зависит от того, как построено производство. Здесь как на заводе: большой объем, ежедневная работа, невероятное количество отснятых метров, огромная армия актеров. Американский вариант сериала "Закон и порядок" сделан действительно очень грамотно, профессионально и качественно. И когда я брался за эту работу, мне было любопытно, сможем ли мы сделать что-то на таком же уровне. Сейчас я с уверенностью могу сказать, что во втором блоке мы этого добились.
- В чем, по-вашему, русская версия "Закона и порядка" превосходит американскую, кроме лирической составляющей?
- Наши актеры мне нравятся гораздо больше. Они сильнее сопереживают жертве, более явно ненавидят преступника, они более личностные, что ли, чем американцы. Возможно, это просто свойственно природе русского человека.
- Сюжеты в сериале придуманные?
- Нет, все они из реальных дел, документальные, но американские. У России и США большая разница в судопроизводстве, в законах. А сами преступления, преступники и сюжеты одни и те же. Подобное можно каждый день услышать или прочесть в подборке криминальных новостей и у нас. К сожалению, в жизни этого слишком много. Многие истории очень жесткие для восприятия, непривычные. В русской традиции, которую заложил еще Достоевский, если здесь вообще можно говорить о традиции, сюжет вторичен. Главное - внутреннее нравственное состояние людей, которые участвуют в этой истории. Федор Михайлович сюжеты для "Братьев Карамазовых", "Преступления и наказания" брал из той же газетной периодики. У американцев все иначе. Более жестко и примитивно, хотя и с большей степенью достоверности. И еще у них важно: если преступление совершено, оно должно быть раскрыто.
- Интересно, а в США выше процент раскрываемости?
- Признаться, не вникал. Главный прин-цип нашего сериала - преступление совершено и должно быть раскрыто в течение одной серии.
- Не случалось ли на съемочной площадке курьезов в связи с тем, что у нас в стране нет какого-то оборудования, техники, приборов и так далее, которые используются для раскрытия преступлений в Америке?
- Очень жаль, что у нас есть привычка относиться к нашим правоохранительным органам иронично и скептически. Я убежден, что там много порядочных талантливых людей, и равняться нужно на них, а не на серый фон. И, поверьте, у российских спецслужб техническое оснащение - прослушивающая и подсматривающая аппаратура, скажем, - находится на достаточно высоком уровне. Не ниже, чем у американцев.
- Вы следите за рейтингами вашего сериала?
- Это пусть продюсеры следят. У меня другие задачи, сугубо творческого характера. Как сделать, чтобы актеры играли убедительно, чтобы ситуация была правдоподобной.
- Кстати, вы сами снялись практически во всех своих постановках. Вам нравится совмещать ипостаси режиссера и актера?
- Это происходило не по моей воле, а по желанию продюсеров, которым гораздо выгоднее, чтобы на площадке присутствовал актер и режиссер одновременно. Это удобно с точки зрения производства. Я всегда отказываюсь, но зачастую меня удается уговорить.
- Кроме работы на ТВ, еще на что-нибудь время остается?
- Да, жизнь у меня сумасшедшая, но я не бросаю преподавательскую деятельность. С радостью снимаю почти всех своих выпускников. Вообще в сериале задействовано около 500 актеров, я даже не со всеми знаком.
- Кто из учеников особенно радует?
- Все они хорошие, талантливые, вот только Фортуна к кому-то благоволит, а к кому-то нет. Мне очень интересно наблюдать за успехами моих студенток Дины Корзун, Саши Урсуляк, Даши Мороз. Вообще выпускники школы Художественного театра отличаются от других. Мне с ними легче работается.
- Вы ведь и сами еще в театре играете...
- Да, два спектакля: "Новый американец" по произведениям Сергея Довлатова, который идет уже более 10 лет, и "Река с быстрым течением" по Владимиру Маканину.
- Второй спектакль, кажется, поставила ваша жена Марина.
- Да, мы познакомились в Школе-студии у Олега Ефремова и после первого курса поженились. С тех пор вместе.
- Марина Станиславовна сотрудничает с вами в работе над сериалом "Закон и порядок"?
- Она помогала мне в первом блоке, снимала некоторые сцены, занималась отбором актеров. А во втором блоке снялась в роли адвоката.
- Ваш сын - юрист. Вы консультируетесь с ним по правовым вопросам?
- Постоянно, ведь последний год мы работаем вместе. Филипп - директор сериала.
- Дмитрий Владимирович, каких сериалов сегодня не хватает зрителю?
- Исторических. Мне посчастливилось сыграть роль графа Шадурского в "Петербургских тайнах" у Леонида Пчелкина. Помню, этот сериал вызвал у публики огромный интерес. Он делался не в таких темпах, а долго, подробно. Начинали мы его еще в Советском Союзе, а закончили в новом времени. Понятно, что всякий исторический сериал - проект дорогостоящий, костюмный, требует подготовки, погружения в материал. Но у этого жанра большое будущее, так как у нас много хорошей, качественной литературы.
- Руки чешутся сделать что-нибудь подобное?
- У меня большущий портфель идей, но я заранее ничего не озвучиваю.
- А почему все-таки нужно смотреть "Закон и порядок"?
- Потому что он интересный, сделан в хорошем темпе, актеры играют на высоком уровне и за какие-то 48 минут происходит все сразу: преступление, расследование и наказание.
НАШЕ ДОСЬЕ
Дмитрий Брусникин, заслуженный артист России. Родился 17 ноября 1957 года в Потсдаме (Германия) в семье военного. В 1982 году окончил Школу-студию МХАТ (курс Олега Ефремова) и был принят в труппу Художественного театра. Играл в спектаклях: "Путь" (Александр Ульянов), "Дни Турбиных" (Алексей Турбин), "Бал при свечах" (Иешуа, Воланд), "Евгений Базаров" (Базаров), "Друзья" (Максим Горький), "Иванов" (Иванов), "Горе от ума" (Чацкий), "Дядя Ваня" (Астров) и других. В 1988 году работал в Театре-студии "Человек". В 1991 году на Малой сцене Художественного театра поставил спектакль "Платонов" и сыграл в нем главную роль. На Основной сцене поставил "Плач в пригоршню" и "Грозу". В кино дебютировал в 1984 году в роли красноармейца Сергея Никитина в фильме Алексея Симонова "Отряд", затем сыграл небольшие роли в фильмах "По зову сердца", "Летное происшествие", "Прохиндиада-2". Широкую известность принесла ему роль графа Дмитрия Платоновича Шадурского в сериале Леонида Пчелкина "Петербургские тайны". Профессор кафедры актерского мастерства в Школе-студии МХАТ. В 1997 году сделал большой телевизионный проект "Чехов и К°" по рассказам Антона Чехова. Снял сериалы "Саломея" (2001), "МУР есть МУР 1, 2, 3" (2004-2005), "Сыщики-2" (2003), "Самая красивая" (2005), "Счастье по рецепту" (2006), "Оплачено смертью" (2007), "Закон и порядок: отдел оперативных расследований 1, 2" (2007-2008), полнометражный фильм "Игра в шиндай" (2006).
Супруга - однокурсница, актриса и режиссер Марина Брусникина, сыну Филиппу 24 года, окончил Академию МВД, стал юристом. Еще один член семьи - спаниель Андрюша, названный в честь Андрея Мягкова, по инициативе которого песик оказался в семье Брусникиных.