У Берлинале китайский прищур

Китайцы взялись за покорение мирового кинорынка

Берлинский кинофестиваль близится к концу. Скандальность ему на этот раз придал вечный возмутитель спокойствия Ларс фон Триер со своей «Нимфоманкой» (см. «Труд» от 6 и 12 февраля). Но и без этой премьеры «стильной порнографии» на фестивале произошло немало интересных встреч и событий.

Продюсер «Нимфоманки» Луиза Вест слегка остудила пыл любителей клубнички, предупредив: «Актеров мы не обнажали совсем. Мы заменяли их двойниками или пользовались искусственными гениталиями». Зато звездный дождь, пролившийся в этом году на Берлинале, был самый настоящий. На красную дорожку выходили Билл Мюррей, Джуд Лоу, Ральф Файнс, Уиллем Дефо и многие другие.

Фанатки часами стояли у гостиниц, чтобы увидеть своих кумиров. И не думайте, что фанатки — это только девочки-тинейджеры: в толпе у заднего входа в Berlinale Palast мне попадались реквизитные старушки с плакатиками, изображающими Кристиана Бэйла, сыгравшего главную роль в «Бэтмене». Но больше всего внимания публики досталось Джорджу Клуни и его команде из фильма «The monuments Men» в составе Мэтта Дэймона, Джона Гудмана, Боба Балабана, Жана Дюжарена. В российском прокате лента зовется «Охотники за сокровищами», она ладно скроена и повествует о том, как группа десантников во время войны спасла от уничтожения нацистами шедевры мирового искусства.

Клуни давно прописался в Берлине, бывает здесь по несколько раз в году. Все свои премьеры на фестивале он отмечает в самом фешенебельном итальянском ресторане Bocca di Baco, где заказывает гостям неимоверное количество стейков. А обедает в Grill Royal, где, как нетрудно догадаться из названия, ест те же стейки. Ну любит человек мясо — вопреки голливудским канонам!

Вообще, побывав на фестивальных тусовках, я убедился: слухи о стоической диете кинозвезд слишком преувеличены. Особенно после того, как зашел в небольшой китайский ресторанчик недалеко от Berlinale Palast. Здесь худенькие старлетки в сопровождении седо-власых режиссеров и продюсеров с таким энтузиазмом поедали свинину по-сычуаньски, что абсолютно непонятно, как им удается сохранить при таком питании тщедушный облик.

Кстати, о банкетах. Здешняя публика с ностальгией вспоминает русские вечеринки после премьерных показов. Пусть творения отечественных режиссеров не всегда становились событием, зато вечеринки западали в душу. Знатоки жанра уверяют: чем меньше у русского фильма шансов на успех, тем грандиознее банкет.

Увы, в этом году на Берлинале нет ни наших фильмов, ни вечеринок. Все, чем представлено отечественное кино, — это анимация Леонида Шмелькова под названием «Мой личный лось». Маловато! Вот что сказал по этому поводу «Труду» известный кинокритик Андрей Плахов: «Столь слабое представительство можно было бы назвать случайностью. Но, боюсь, дело обстоит хуже. Уже не первый год наши ленты не попадают в основной конкурс Берлинского кинофестиваля. И даже ни в одну из конкурсных программ. Причина одна: российское кино сегодня производит очень мало актуальных фильмов, тех, что могут стать интересными широкой аудитории в Европе. Да, в России появилось успешное коммерческое кино, но сошли на нет феcтивальные успехи. Посмотрите на программу Берлинале: здесь каждая картина поднимает серьезный социальный вопрос...»

Кстати, те же проблемы демонстрируют все страны Восточной Европы. Все, на что сейчас претендует восточноевропейский кинематограф, — это стать дешевой производственной базой для западных продюсеров. В отеле «Мариотт», где собираются профессионалы киноиндустрии, мозолит глаза реклама: «Баррандов-фильм — Чехия» предлагает вам сэкономить 20% на съемках". Рядом, с таким же предложением, — Словения. Литва и вовсе предлагает западным партнерам съемки сериалов по смешным ценам.

Зато пышным цветом на Берлинском кинофестивале расцвел китайский кинематограф. Массовое представительство Поднебесной заметно повсюду: и в пресс-центре, и на кинорынке, и, главное, на премьерах. В конкурсной программе у китайцев три картины (больше — четыре — только у хозяйки кинофестиваля). Голливуд представлен в конкурсе двумя фильмами. Что касается параллельных секций (мультипликация, документальное кино, артхаус), то у китайцев здесь просто подавляющее численное преимущество.

Еще факт: после завершения контракта с BMW главным спонсором фестиваля стала китайская ювелирная компания Tesiro. Похоже, китайцы взялись за покорение мирового кинорынка. И это вполне серьезно. Если они на мощностях западных компаний и с помощью западных инженеров освоили выпуск самых современных айпадов и айподов, то почему не смогут осилить кино мирового уровня? Китайские кинокомпании скупают самые современные кинотехнологии и приглашают на работу в Китай самых амбициозных западных продюсеров. Судя по Берлинале, кинематографисты Поднебесной готовы стать серьезными конкурентами Голливуда.