Пушки постреливают, но музы не молчат

Как представить себе Международный Шаляпинский фестиваль без участия одной из самых певучих стран - Украины?

Люблю Международный Шаляпинский фестиваль. Во-первых, за постоянство: в 38-й раз нынче проходит он в родной Шаляпину Казани, за всю свою историю — ни года пропуска. Во-вторых, за звездный уровень. Вот и в нынешней афише имена знаменитых солистов Большого — Михаила Казакова, Анны Нечаевой, Татьяны Ерастовой, великолепных мариинцев Ахмеда Агади, Сергея Семишкура, Екатерины Сергеевой, Айгуль Хисматуллиной, представителей Московского академического музыкального театра, «Новой оперы» и, конечно же, певцов Национальной оперы и балета Татарстана.

А в-третьих... Как представить себе международный оперный фестиваль без участия одной из самых певучих стран — Украины? С которой, приходится напоминать, мы повязаны многовековыми и культурными связями. Однако нынче украинские артисты на наших сценах — большущая редкость (если не брать обойму попсовиков вроде Светланы Лободы). А на Шаляпинском фестивале они желанные гости.

Два года назад, приехав на казанский оперный праздник, я с удивлением и радостью увидел в афише спектакля «Набукко» имена трех представителей Национальной оперы Украины имени Тараса Шевченко... Вот и в этот раз раскрываю программку «Севильского цирюльника» — и вновь вижу название знаменитого киевского театра. Правда, имя певца Сергея Магеры мне пока неизвестно. Но каким роскошным он оказался Базилио! Истинное украшение спектакля — наряду с другими партиями, которые под руководством итальянского маэстро Марко Боэми блистательно спели баритон Владимир Мороз из Мариинки (Фигаро), тенор Алексей Татаринцев из «Новой оперы» (Альмавива), татарский бас-виртуоз Ирек Фаттахов (Бартоло)...

Оказалось, на Шаляпинский фестиваль воспитанник Львовской консерватории Сергей Магера ездит аж с 1999 года — почти столько же, сколько служит в родном театре имени Шевченко. Постоянно гастролирует в Европе, а недавно, во время украинских гастролей великого Риккардо Мути, был выбран в качестве солиста гала-концерта, которым тот дирижировал на Софийской площади Киева. А выбор дирижера такого ранга дорогого стоит.

Листаю буклет фестиваля — и вижу другие украинские имена: киевский баритон Александр Мельничук (увы, не успел его послушать), мои знакомые Сергей Ковнир, Оксана Крамарева, Геннадий Ващенко. Нет спектакля, где бы они не участвовали: «Царская невеста», «Богема», «Трубадур», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Риголетто», «Аида», «Сююмбике»...

Вот бы кого-нибудь из наших и украинских политиков и говорящих на повышенных тонах телеперсон посадить в эти дни в зрительный зал татарской оперы!