По скользкому «Льду»

На экраны выходит продолжение нашумевшей спортивной мелодрамы

На экраны выходит фильм «Лед-2» — продолжение нашумевшей спортивной мелодрамы «Лед», ставшей два года назад одним из лидеров проката. Дебютная лента режиссера-клипмейкера Олега Трофима собрала на постсоветском пространстве солидные полтора миллиарда рублей. С успехом прошла она за рубежом — в частности, в Китае. Все это подвигло продюсеров «Льда» (среди них, в частности, значится Федор Бондарчук) ступить на скользкий путь сиквелов-триквелов. Ничем хорошим это, как правило, не заканчивается, но...

В новом фильме мы встретимся с уже знакомыми героями. С бесшабашным, если не сказать безбашенным хоккеистом Сашей Гориным (Александр Петров), фигуристой фигуристкой Надеждой (Аглая Тарасова), ее тренером Ириной Сергеевной Шаталиной (изящный шарж Марии Ароновой на знаменитого тренера Татьяну Тарасову).

Правда, в новом фильме Надежда уже не будет услаждать взоры виртуозным исполнением акселей и тройных тулупов. Выйдя замуж за Сашу, который явится в загс прямиком с матча, в тяжелых хоккейных доспехах, Надя окончательно забросит мысли о фигурном катании, принесшем ей не только радость побед, но и боль мало совместимых с жизнью травм, и отдастся тихим семейным радостям. Вскоре забеременеет, но врачи строго-настрого запретят ей рожать. Но Надя утаит от Саши суровый приговор, родит ему дочь, а сама, увы, в тот же миг улетит на небеса.

Безутешный Саша останется на белом свете заботливым до сумасшествия отцом-одиночкой. Надолго забросит хоккей, станет таксистом со свободным графиком работы, потом опять вернется в спорт. И главной его заботой на протяжении всего фильма будут попытки (разумеется, бесплодные) уберечь маленькую Надю (Виталия Корниенко) от затаившейся в ее генах любви к фигурному катанию. Вдохновляемая примером своей матери (в Сети сохранились фрагменты ее блистательных выступлений), Надя втайне от отца скопит денег на коньки и выйдет на коварный лед...

Впрочем, к спортивной драме новый фильм имеет отдаленное отношение: турнирные страсти, тренировки, победы и поражения остались в картине на периферии сюжета. Это и не мюзикл, хотя «Лед-2», как и первый, насыщен музыкальными номерами-вставками. Но снять полноценный мюзикл в эстетике близких к совершенству «Стиляг» Валерия Тодоровского авторы первого и второго «Льда» не рискнули. Или просто трезво осознали свои возможности.

Самое странное, что и на любовную мелодраму «Лед-2», который выпускают на экраны массовым тиражом в День всех влюбленных, тоже не тянет. Долгих девять лет, пока подрастает своенравная дочь, Саша блюдет верность умершей жене. На него не действуют флюиды и прочие феромоны, которые испускает в его адрес эффектная директриса спортклуба (Юлия Хлынина). Лишь к финалу Саша разглядит, что скромная канцелярская мышка, инспектор органов опеки (Надежда Михалкова) испытывает сердечное участие не только к его дочери, но и к нему самому. На этом, собственно, любовная линия, едва обозначившись, тут же и закончится финальными титрами.

О чем же пытался снять свой фильм популярный, обласканный зрителями Андрей Першин, он же Жора Крыжовников («Горько!», «Самый лучший день», «Звоните ДиКаприо!»), по не известной мне причине сменивший в режиссерском кресле автора первого фильма Олега Трофима? Сердцевину второго «Льда», сценарий для которого написал Андрей Золотарев, неожиданно займут проблемы: ювенальной юстиции. Напомню для тех, кто «знал, знал, да забыл», что под скучным юридическим термином понимается судебно-правовая система защиты семьи и, в частности, прав, свобод и интересов несовершеннолетних.

Жертвой этой пришедшей с Запада и усердно насаждаемой в России системы станут в фильме чадолюбивый Саша Горин и его прелестная дочь, которых попытается разлучить та самая юстиция, будь она неладна! Сашу без должных оснований лишат родительских прав, его оправданием, защитой, реабилитацией и займутся авторы фильма «Лед-2», неожиданно соскользнув с проторенной тропы сугубо «отдыхательного-праздничного» фильма на тернистый путь социально-проблемного кинематографа.

В итоге, как мне кажется, получилось не очень. И развлечение, которого закономерно ждут молодые зрители в День всех влюбленных, по большому счету не состоялось. И для проблемного высказывания фильм кажется чересчур уж облегченным по тону. Заданные первым фильмом условия игры — все эти сказочные мотивы, романтические преувеличения, мелодраматические страсти, уже упомянутые музыкальные номера-импланты — вступают в противоречие с серьезной социальной проблематикой, требующей иной психологической глубины и иного жанра.

Значит ли это, что «Лед-2» провалится в прокате и не соберет тех денег, что собрал первый фильм? Мне кажется, сарафанное радио будет по отношению к новой картине не столь щедрым. Фильм Олега Трофима при всем его зашкаливающем мелодраматизме и прочих несовершенствах был искренним, выпестованным, вынянченным ребенком. Неслучайно у меня, старого киноволка, при его просмотре нет-нет, да набегала предательская слеза. Фильм матерого Жоры Крыжовникова, увы, отдает умело собранным из готовых блоков экранным продуктом, выполненным по строго выверенному лекалу. Не потому ли он оставил меня равнодушным, хотя режиссер регулярно нажимает на слезные железы?

Впрочем, кассовые сборы давно не зависят напрямую от качества фильма, его реального зрительского потенциала. Они зависят от мощи рекламной артподготовки. К раскрутке «Льда-2» уже активно подключились телеканалы «Россия», СТС, участвовавшие в его производстве, — и это, не исключено, поможет сиквелу сорвать кассу и в этот раз.