Слава, начавшаяся с рукописи

В Историко-мемориальном центре-музее И. А. Гончарова в Ульяновске откроется выставка «Толстой и круг писателей журнала «Современник»

Выставка «Толстой и круг писателей журнала «Современник» откроется в выставочном зале Историко-мемориального центра-музея И. А. Гончарова (филиал ОГБУК «Ульяновский областной краеведческий музей имени И. А. Гончарова», г. Ульяновск) 21 марта и продлится по 31 мая 2024 г.

Представляя фонды Государственного музея Л. Н. Толстого, экспозиция знакомит с рукописями, литографиями, документами, письмами, фотографиями, редкими книгами, скульптурой, иллюстрациями, живописью. Посетители увидят работы Н. Н. Ге, С. Н. Салтанова, А. В. Николаева. Среди представленных экспонатов особо стоит отметить карандаш Л. Н. Толстого фирмы Johann Faber и игральные карты семьи Толстых.

Карандаш Л. Н. Толстого. Фирма Johann Faber. 1900–1910 гг. Германия. Металл, графит, штамповка

Центром выставки стал общий снимок сотрудников редакции, сделанный по инициативе Толстого. Фотография, объединившая Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, А. Н. Островского, А. В. Дружинина и Д. В. Григоровича, была очень дорога писателю и хранилась в его яснополянском кабинете.

Л. Н. Толстой в группе писателей журнала «Современник». Фотография С. Л. Левицкого. 1856 г. Санкт-Петербург

С «Современника» началась всероссийская известность Л. Н. Толстого, его литературная слава. В июле 1852 г. в Петербург на имя Н. А. Некрасова из далекой кавказской станицы пришло письмо, подписанное инициалами Л. Н. К письму прилагалась рукопись.

Л. Н. Толстой. Письмо к Н.А. Некрасову. 3 июля 1852 г. Станица Старогладковская

«Милостивый Государь! Моя просьба будет стоить вам так мало труда, что я уверен – вы не откажетесь исполнить ее. Просмотрите эту рукопись и, ежели она не годна к напечатанию, возвратите ее мне… В сущности, рукопись эта составляет 1-ю часть романа – «Четыре эпохи развития»; появление в свет следующих частей будет зависеть от успеха первой… я с нетерпением жду Вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь все начатое», - гласит послание писателя своему коллеге.

Прочитав присланную повесть, Некрасов согласился ее напечатать. Строчка из его ответного письма: «…мне кажется, что в авторе ее есть талант», – обрадовала молодого человека, по его собственному выражению, «до глупости». Этим молодым человеком был двадцатитрехлетний юнкер Лев Толстой. В сентябрьской книжке журнала «Современник» его повесть «Детство» была напечатана и вызвала неподдельный интерес всей читающей публики. Позднее в «Современнике» были напечатаны «Набег», «Отрочество», «Записки маркера», Севастопольские рассказы, «Метель», «Два гусара», «Юность», «Люцерн», «Альберт». Плодотворное сотрудничество с журналом длилось шесть лет.

Андрей Владимирович Николаев. Л. Н. Толстой на 4-м бастионе в Севастополе. 1994 г.

Литературная среда журнала «Современник» дала Л. Н. Толстому очень многое. В этот период он окончательно сложился как человек и как писатель. В «Современнике» Н. Г. Чернышевским была определена и одна из самых важных черт таланта Л. Н.Толстого – «чистота нравственного чувства», и сущность его новаторства, приемы и принципы изображения им «диалектики души».

Карикатура на сотрудников журнала «Современник» «Обязательные литераторы». Начало ХХ века. Репродукция с рис. Степанова и Семечкина

В 1858 г. соглашение, подписанное двумя годами ранее и обязывавшее Л. Н.Толстого печататься исключительно в «Современнике», было расторгнуто, но, покинув журнал, писатель до конца жизни сохранял внутреннюю связь с его идеями. Приглашая уже в 80-е гг. близких когда-то ему литераторов, входивших в круг журнала «Современник», принять участие в работе издательства «Посредник», Л. Н. Толстой обратился к ним с удивительно теплыми письмами, свидетельствующими о сохранившемся уважении и дружеских чувствах.