Сейчас в России автомобили продаются еще хуже, чем в кризис

Несмотря на завершение кризиса, российский автопром продолжает демонстрировать негативную динамику

Тогда как в других странах продажи автомобилей растут уверенными темпами, у нас они продолжают сокращаться. Исправить ситуацию не в силах даже запущенные программы господдержки.

В этом году в России автомобили продаются значительно хуже, чем в кризисном 2009-м. Объем реализованных легковушек сократился за первые три месяца на 25%. С января по март обладателями новых автомобилей стали 293 030 россиян. Такие данные приводятся в отчете комитета продаж автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Прошлый месяц оказался менее болезненным для российских дилеров. Падение продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило всего 7%. В январе же рынок сократился на 37%, а в феврале — на 32%.

Лидером продаж по-прежнему остается продукция под брендом Lada. В марте вазовских автомобилей было реализовано на 13% больше, чем год назад. Впрочем, по мнению экспертов, это не означает, что качество автомобилей повысилось. «Все дело в отложенном спросе. В январе—феврале россияне ждали, пока начнется программа утилизации», — пояснил «Труду» аналитик холдинга «ФИНАМ» Алексей Захаров.

Это подтверждает и статистика Минпромторга. Из проданных по программе 15 688 автомобилей 12 548 легковушек пришлось именно на продукцию «АвтоВАЗа». Об этом вчера сообщил директор департамента автопрома министерства Алексей Рахманов. Также спрос в марте вырос на KIA (+ 31%), УАЗ (+ 33%), Suzuki (+ 17%), Renault (+ 7%) и на некоторые автомобили по цене «гораздо выше средней».

Не прокатит

Сокращение продаж автомобилей в России уже стало привычным явлением. По информации аналитического агентства «АВТОСТАТ», в последний раз положительная динамика отмечалась в сентябре 2008 года, то есть полтора года назад. В первом квартале 2009 года продажи по сравнению с докризисным временем упали на 40%. Первый квартал этого года показал, что отечественный автопром продолжает уходить в минус. При этом в других странах, в частности в Китае, США и Западной Европе, уже наметился рост.

Одной из причин падения спроса на автомобили в нашей стране эксперты называют неуверенность россиян в стабильности экономики. «По большей части жители страны не верят оптимистическим заверениям, что ситуация налаживается, — отмечает Захаров. — Отсюда и нежелание сейчас тратить деньги на покупку нового авто».

Исполнительный директор «АВТОСТАТа» Сергей Удалов добавляет, что на нынешнем падении отразились ситуация с валютным курсом и позиция дилеров. «В прошлом году рос курс доллара, и потребители старались вложить деньги в автомобили. Кроме того, активно распродавались легковушки 2008 года, были скидки и привлекательные цены», — сообщил «Труду» эксперт. Сейчас же курс доллара падает, а дилеры сокращают дисконтные программы.

«АВТОСТАТ» прогнозирует, что в апреле на российском рынке может быть продано порядка 135–145 тысяч новых легковых автомобилей (против мартовского показателя в 126 701 машину). Некоторый рост, говорит Удалов, произойдет именно за счет программы утилизации.

Впрочем, отмечает Захаров, этого запала хватит ненадолго. Как только ресурс программы будет исчерпан (а она рассчитана на 200 тысяч автомобилей), продажи пойдут вниз. Тем более что правительство не намерено увеличивать финансирование по этой статье. Таким образом, меры государства кардинально не смогут изменить ситуацию по итогам года.

Контраст

Меры те же — результаты другие

Рост продаж в ряде развитых стран был зафиксирован уже в 2009 го-ду благодаря своевременно принятым властями мерам. Например, во Франции и Германии, где, как и у нас, только раньше, была введена программа утилизации старых автомобилей. Позитивная динамика отмечается там и в этом году. В Западной Европе март закончился с плюсом как минимум в 12%.

В США в прошлом месяце продажи увеличились на 19,6%, а с начала года — на 15,6%. В КНР правительство снизило налог на продажу нового транспорта и выделяет из бюджета солидные деньги на развитие схемы trade-in. В результате с января по апрель в стране было куплено на 76,3% легковушек больше, чем в первом квартале 2009 года.