Авиадиспетчеры в 25 городах страны протестуют против тяжелых условий труда

Авиадиспетчеры голодают, требуя отставки руководителя Госкорпорации по организации воздушного движения

Они отказываются от еды только в дни, когда не выходят в смену, поэтому падений самолетов от голодных обмороков ждать не приходится.

Бессрочная забастовка ростовских авиадиспетчеров, стартовавшая 9 апреля, становится с каждым днем все более массовой. На вчерашний день в акции протеста, по данным ее организаторов, участвовали уже 24 российских города, 20% всех авиадиспетчеров России. Среди бастующих городов — Волгоград, Иркутск, Ставрополь, Екатеринбург. В среду к ним могут присоединиться диспетчеры из Новосибирска, Санкт-Петербурга, Калининграда и Мурманска. Требование у всех бастующих одно — отставка гендиректора ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ» Валерия Горбенко.

— Мы решили не размениваться по мелочам — кому сухарь, кому пряник. Настаиваем солидарно только на уходе Горбенко, — сказал «Труду» председатель территориальной профсоюзной организации авиадиспетчеров «Аэронавигация Юга России» Виктор Батагов.

— Акцию протеста начали наши коллеги из Ростова, — рассказывает Михаил Абрамов, председатель Уральской территориальной организации Федерального проф-союза авиадиспетчеров (ФПАД) России. — Мы не выдвигаем никаких требований. Просто выражаем солидарность, чтобы работодатель понял, что мы не вместе.

— Мы способны полностью остановить авиасообщение практически по всей России, — добавляет Сергей Ковалев, президент ФПАД. — Пока мы готовы ждать реакции руководства, но если ее не последует, мы будем вынуждены принять меры.

Не совсем голодовка

Из-за особенностей законодательства авиадиспетчеры применяют необычный метод протеста — временный отказ от пищи. После окончания смены диспетчеры собираются в одном месте, где они вместе голодают. Перед заступлением на смену работники отсыпаются и снова начинают принимать пищу. В противном случае они могут не пройти медкомиссию, которая проводится перед каждой сменой.

— Воздушный кодекс запрещает устраивать забастовки, — рассказывает Сергей Кова-лев. — А с 2002 года голодать перед сменой тоже нельзя.

8 лет назад в России состоялась первая акция протеста диспетчеров. Тогда сотрудники голодали и не были допущены на свои рабочие места медкомиссией. Работа 40 аэропортов страны оказалась парализована. Позже были внесены поправки, которые обязали авиадиспетчеров обеспечить себе сон и питание перед сменой.

Акция никак не отразится на режиме работы аэропортов, а также не скажется на авиадвижении и безопасности полетов, заверили в профсоюзе авиадиспетчеров.

— Дежурная группа всегда находится на рабочем месте и выполняет свои служебные обязанности. Все сотрудники перед сменой в обязательном порядке проходят медицинский контроль, который после начала голодовки был уси-лен, — объяснил Батагов.

Уже увольняли

Валерий Горбенко — непосредственный руководитель федерального предприятия, которому подчинены службы аэронавигации всех российских аэропортов. С ним ФПАД уже конфликтовал в 2005 году, когда он был начальником ростовского филиала Госкорпорации по организации воздушного движения. Тогда диспетчеры устроили голодовку с требованием уволить Горбенко с занимаемой должности и добились своей цели.

Сейчас Валерий Горбенко, как говорят протестующие, навязал им новый коллективный договор, который значительно ухудшает их положение.

— Снижены размеры доплат, сокращен перечень работников, которые должны получать доплату за ночные смены, нет индексации заработной платы дважды в год, которая была предусмотрена в старом договоре, — перечисляет Батагов. — К тому же теперь руководству даны полномочия изменять условия договора в одностороннем порядке в случае ухудшения экономической ситуации.

В госкорпорации говорят, что предмет спора надуман.

— Информация о масштабах акции протеста преувеличена. Это провокация президента Федерального профсоюза авиадиспетчеров Ковалева, — комментирует ситуацию Андрей Прянишников, помощник генерального директора по связям с общественностью ГК «ОрВД». По его словам, за последние два года зарплата авиадиспетчеров увеличилась на 64% и достигла уровня 71 556 рублей.

После катастрофы польского борта № 1 под Смоленском вопрос бастующих авиадиспетчеров для Росавиации отошел на второй план. В связи с этим ФПАД готов пока не применять решительных действий, но, если ситуация не разрешится, не исключены решительные меры вплоть до остановки обслуживания большинства аэропортов России.

Цена труда