Летим по вчерашнему расписанию

Тридцать лет назад на смену Ту-154 готовили Ту-214. И вот Казанском авиазаводе приступили к сборке этого самолета

Наконец-то это случилось: на Казанском авиазаводе приступили к сборке единственного полностью отечественного самолета Ту-214. Тридцать лет назад его готовили на смену Ту-154, но в итоге в российском небе оказались эрбас и боинг. Теперь западные авиапроизводители улетают вместе со своими службами сервиса, и вот эту нишу получил шанс заполнить наш среднемагистральный лайнер.

Эксперты отмечают, что Ту-214 — морально и технически устаревшая модель в сравнении с МС-21. Тем не менее детищу Казанского авиазавода в ближайшей перспективе конкурентов нет. Минпромторг под разными предлогами без конца переносит сроки начала промышленной сборки МС-21 для отечественных перевозчиков. Совсем недавно министр Денис Мантуров обнадеживал обещаниями начала поставок в конце 2021 года, а теперь уже сроки передвинуты на 2025-й. А реально в этом году ожидается сдача эксплуатантам первых трех пассажирских Ту-214.

В конструкции этой машины впервые в гражданском авиастроении стали широко применяться гиб-ридные материалы и углепластик, а также новые методы сборки и использования титановых крепежных деталей. Конструкция позволяет безопасное планирование и посадку при отказавшей силовой установке. Первый Ту-214 с бортовым номером 64502 поступил в гражданскую авиацию весной 2001 года, а всего к концу 2004 года семь лайнеров были переданы перевозчикам. «Дальавиа» летала на них в Японию, Китай, Южную Корею. Вторым эксплуатантом стала «Россия», получившая три машины для полетов в Индию, Монголию, Израиль и внутри страны. Еще несколько машин пополнили парк «Красноярских авиалиний» и «Трансаэро».

Наши эксперты достаточно взвешенно оценивают перспективы выхода на внутренний рынок Ту-214. Как сказал в беседе с «Трудом» замминистра МГА СССР, отвечавший за координацию научных исследований и разработку программ развития отрасли Виктор Горлов, происходящее можно лишь приветствовать. Во-первых, главное преимущество Ту-214 в том, что он производится исключительно из отечественных комплектующих. А рассуждения о том, что самолет устарел, отнюдь не бесспорны. Во-вторых, в процессе выпуска машина будет усовершенствоваться в соответствии с требованиями времени. На Казанском авиазаводе уже существенно модернизировали производство: реконструировали штамповочный цех и обновили инженерное оборудование.

Другой наш эксперт, хорошо знакомый с «кухней» туполевской фирмы, считает некорректными разговоры о неконкурентоспособности Ту-214 в сравнении с западными аналогами из-за большего расхода топлива и наличия трех членов экипажа против двух на современных самолетах. Если Airbus А321 потребляет авиакеросина меньше, то стоит он от 87 до 93 млн долларов, то есть примерно втрое больше.

Но при этом есть о чем пожалеть. Самым перспективным мог быть другой вариант туполевского семейства — Ту-204СМ. Еще в 2010 году он был представлен в радикально обновленном виде. Стоит напомнить, что туполевцы представили полностью обновленный Ту-204СМ — с новой авионикой и экономичным двигателем ПС-90А2, с сокращенным до двух пилотов экипажем и новой тормозной системой, позволившей сократить требования по пробегу по ВВП до 1900 метров. При серийном запуске он бы через два-три года ничем не уступал зарубежным машинам, а стоил бы как минимум вдвое меньше. Увы, этот проект был полностью свернут, ресурсы были брошены на создание многострадального МС-21.

В любом случае решение выпускать Ту-214 в Казани запоздалое, но сегодня единственно возможное, поскольку вся оснастка на заводе сохранилась. К тому же пусть и минимальный, но опыт эксплуатации Ту-214 уже есть в «Дальавиа» и правительственном авиаотряде. Аварий и катастроф самолета, связанных с отказами техники, за десятилетия эксплуатации самолета не было. Как выразился наш эксперт, «такую машину могут загубить только головотяпы в кресле пилота или криворукие заправщики». В общем, это надежный самолет, производство которого сознательно тормозилось иностранными конкурентами, разными способами убеждавшими наших чиновников забыть об элементарном патриотизме. Остается надеяться, что горькие уроки из сотрудничества с западными «партнерами» усвоены, рассчитывать на дядю больше не приходится. Так что пожелаем Казани поскорее развернуть производство столь долгожданного собственного гражданского самолета.